Мы выпьем, раз и выпьем два...

— Майор Булочкин! Рад! — И грудь колесом.

— Бул... Хи-хи... А я — корреспондент Петрова!

— Простите, позвольте осведомиться, — деликатный черт, — а из какой вы газеты?

— Газеты? “Правда”!

— ?!

— (жалобно) “Пионерская”...

Так, всего за три реплики, на съемках “Небесного тихохода” (1945) актриса-красавица Алла Парфаньяк нашла себе мужа-красавца Николая Крючкова. Ведь как в песне поется?


Мы парни бравые, бравые, бравые,

А чтоб не сглазили подруги нас кудрявые,

Мы перед вылетом еще

Их поцелуем горячо

Сперва разок, потом другой,

потом еще!


Разврат! Что за песня, откуда взялась? Какой недоумок-цензор пропустил в тираж столь откровенную крамолу? Нет, посудите. Сначала выясняется, что неким “дождливым вечером, вечером, вечером” пилотам, оказывается, “делать было нечего”. А политподготовка, изучение наглядной агитации “Больше металла — больше оружия фронту” и рядом не лежат! В первом куплете они “приземлились за столом”, во втором “выпили раз, и выпили два”, а в третьем, уже хорошие, пошли по девочкам, “горячо их целуя” (смотри выше)!..

Не все было так просто и с фильмом “Небесный тихоход”, и с песней из него. Решив посвятить выпуск “Хита военных лет” героям-летчикам, я натолкнулся на три песни, которые и сейчас легко угадываются по двум-трем словам. Это, во-первых, “Марш сталинской авиации” Юлия Хайта и Павла Германа (1931):

Все выше, и выше, и выше

Стремим мы полет наших птиц!

Во-вторых, американский шлягер Джимми Мак-Хью и Гарольда Адамсона (1943; русский перевод — 1945):

Мы летим, ковыляя, во мгле,

Мы идем на последнем крыле,

Бак пробит, хвост горит,

И машина летит

На честном слове и на одном крыле.

И, в-третьих... конечно: две песни из фильма Семена Тимошенко “Небесный тихоход”, из которых сегодня нас интересует только “Пора в путь-дорогу” на музыку Василия Соловьева-Седого и на стихи Соломона Фогельсона.

Узнать об истории ее создания оказалось непросто: “первых свидетелей” почти не осталось в живых, кроме...

Эй, а ну кончай нарезать “мертвые петли”!

— Что ж, это закономерно, — вздыхает Алла Петровна Парфаньяк, та самая “корреспондентка из “Правды”, — все это уже “преданье старины глубокой”! Это сейчас я — актриса Театра им. Вахтангова, жена народного артиста Михаила Ульянова, и жду, кстати, мужа ужинать... А тогда? Студенточка. Шутка сказать: 44-й год, война! Пошла я к Тимошенко пробоваться. И взял он меня, отказав другой. Затем последовал приказ: “Выезжаем на съемки!”

— Куда?

— Снимали на военном аэродроме “Левашово” под Ленинградом. Ну, я и поехала — голая-раздетая. У кого-то, помню, шубу брала, у кого-то — сапоги. Как-то долго мы с этим фильмом возились, в основном из-за несовершенства кинокамер тех лет. Нельзя было, скажем, снимать ровное голубое небо без облаков. Получалось как тряпка. Значит, сидим — ждем облаков...

— А тут выныривает бравый майор Булочкин...

— Да, тогда-то я и познакомилась с моим первым мужем — Николаем Крючковым. Ну что вы хотите? Молодая была и глупая.

— Отчего ж так?

— Конечно! Глупая и доверчивая. Поверила ему. Вышла замуж. А он товарищ был пьющий. Поклялся, что не будет больше.

— Не сдержал?

— Нет... Хотя я с ним лет восемь вместе прожила.

— В песне авторы нахваливают самолет:

Мы выпьем раз, и выпьем два

За наши славные “У-2”,

Но так, чтоб завтра не болела голова.

Самой-то не пришлось полетать на “уточке”?

— А как же? Мне, конечно, все вокруг категорически запрещали. Но однажды я уговорила летчика-профессионала, он усадил меня в кабину биплана “У-2”, и мы взлетели. А летчик лихим парнем был. Кружил-кружил, а потом взял и пошел на “мертвую петлю”. Я обмерла. Мы же спешили взлететь, чтобы никто на земле не застукал. Поэтому мне и в голову не пришло, что нужно обязательно привязаться. А тут — вверх тормашками! Все, думаю, выпаду обязательно. Но... земное притяжение удержало в кабине.

— А потом?

— А потом, едва приземлились, со всех сторон сбежались люди, и мне попало. Тогда, еще помню, приехала на съемки знаменитая Франческа Галь. Я ей все жаловалась: “Ах, как трудно сниматься в этой картине!” А она: “Да ерунда! Дальше еще труднее будет!” Поэтому я себя не жалела. Прыгали через бутафорские “горящие бомбы”. В качестве дублерши наняли спортсменку, но и я тоже пыталась. Мне потом говорили все: “Алла, как ты смогла?!”

— Такие артисты вас окружали! Раневская...

— Меня прятали от Раневской, потому что она, сами знаете, женщин любила... Но люди, вы правы, были до ужаса интересные.

— Такой фильм не мог не понравиться. Едва ли не первая комедия, снятая в годы войны.

— 9 мая 1945-го я была еще в Ленинграде; вскоре закончили монтаж. Но зрителю номер один фильм не понравился.

— Сталину?

— Конечно. Он сказал (и на всю жизнь его слова запомнила): “Пошлый, безыдейный фильм!”

...Странно, что после такого резюме “Тихоход” не лег на полку. Нет, факт остается фактом: фильм никто не запретил. Но Аллу Парфаньяк больше никуда не приглашали. За всю жизнь она снялась всего в трех картинах.



Беспартийный лирик

Любопытно, что песни к “Тихоходу” писались не по традиционной схеме. Сначала Соловьев-Седой (на фото) сочинял музыку, а только потом Фогельсон (лет на 10 младше Седого) подгонял под нее свои стихи... Может быть, как раз этим объясняется некая схожесть в ритме стиха между “дождливым вечером, вечером, вечером” Фогельсона и “все выше, и выше, и выше” авиамарша 1931 года. Рассказывает внук композитора Василий Вячеславович:

— Соловьев (причем в те годы он подписывался только псевдонимом “Седой” — по цвету белесых волос, бывших у него в детстве) очень серьезно работал с поэтами. Доводил, что называется, до последнего. Первую песню с Фогельсоном он написал еще в начале войны — “Матросские ночи”. Так вот: Соломон Борисович стихи к ней переписывал 14 раз! Седой все отнекивался: “Не годится! Не годится!”

— Где они познакомились?

— Попали вместе в одну арт-бригаду, ездили по фронтам, пели для солдат. До Германии дошли.

...Василий Соловьев-Седой встретил войну в Ленинграде. Кстати, тогда же родилась его знаменитая песня “Прощай, любимый город...”: он работал в порту и видел, как на фронт уходят корабли. Ему сказали: “Песня хорошая, но... ты ее пока спрячь куда-нибудь, а то в ней столько лирики...” Это черта композитора: пока все писали марши и “да здравствует!”, он сочинял “соловьев”. Однажды на фронте, когда все патриотические песни были перепеты, какой-то солдатик попросил исполнить “родное”... Так “Прощай, любимый город” вышел в люди. Текст переписывали и передавали дальше, меняя только вторую строку в соответствии с родом войск или географическими особенностями: “Прощай, любимый город, уходим завтра в...” море, горы etc.

— На послевоенную судьбу композитора как-то повлияла реакция Сталина на фильм “Небесный тихоход”?

— Не думаю. Дедушка всегда старался держаться от высшей власти подальше, хотя и был депутатом Верховного Совета. И при этом — редчайший случай: никогда не состоял в партии.

— А наследственность — “чистая”?

— Папа его был старшим дворником в Санкт-Петербурге. Дедки-бабки — крестьяне. Короче, из простых. А сам Соловьев-Седой после войны возглавил Ленинградское отделение Союза композиторов. Поражал всех своими откровенными выступлениями “без бумажки”, хотя не раз та-а-ак его заносило... Открытая душа, щедрая. И на острое слово в том числе.



Погромы, война и блокада за пару веселых строк

...Поразительна судьба и другого острослова — поэта Соломона Фогельсона. Удалось найти в Питере жену его сына — Дору Эдуардовну:

— Соломон Борисович всегда поправлял: не слова я пишу, а стихи...

— Такие веселые стихи! Женщины, водочка! Ужасно оптимистичный человек он был, не так ли?

— Точно. Хотя судьба его страшна, не позавидуешь. Соломон был мальчиком из еврейской семьи, переживший в детстве погром. В Белоруссии дело было, в двадцатых годах. Там все время власть менялась — от одних к другим. И вот в очередной раз пришли какие-то казаки... Они на глазах Соломона убили мать и изнасиловали сестру. С тех пор Соломон Борисович всю жизнь не мог видеть казацкую форму. Когда казаков показывали по телевизору, телевизор выключался.

...Потом папа отдал Соломона в детский дом, — продолжает Дора Эдуардовна, — сам не мог растить ребенка. Поэтому Фогельсон был как раз тем человеком, которому Советская власть дала все — выучила, выкормила. И когда стало выясняться, что Советская власть — “плохая”, для Соломона Борисовича это стало личной трагедией. С этой тяжелой думой он и скончался.

— Что он рассказывал вам о войне?

— Конечно, войну вспоминал... Он же в качестве режиссера сначала работал в театре Балтфлота в Петрозаводске. Потом перебрался в Ленинград. И тут — война. Блокада. Он вместе с сыном маленьким здесь, а жена — в Петрозаводске. И вдруг ему приходит сообщение, что жена погибла. Какая трагедия! В 43-м году он вновь женится. В 44-м рождается мой муж. А в 46-м... возвращается к Фогельсону его первая жена.

— Ее не убили?

— Нет. Угнали в Германию. И вот такие истории — по всей жизни этого замечательного поэта-песенника.

— Правда, что сначала Соловьев-Седой сочинял музыку?

— О, да. Фогельсон был талантливым самоучкой. Без школ и консерваторий выучился игре на фортепиано. Обладал поистине музыкально-поэтическим чутьем, ритмикой. “Небесный тихоход” был заказным фильмом, ведь стало ясно, что немцев побьют. Вот Седой играет, а Соломон тут же выдает три-четыре варианта песни! Они бок о бок прошли в жизни. И во время войны, и после ездили по военным частям, выступали. Так как у Седого была проблема с алкоголем, Фогельсон зачастую его полностью подменял, играя на фортепиано. Или у Седого была такая традиция: дни рождения отмечать, собирая мальчишник. Но обычные подарки воспрещались. Разрешалось подготовить нечто вроде капустника. У Соломона Борисовича сохранилось несколько таких поздравлений...

Пора в путь-дорогу,

В дорогу дальнюю, дальнюю,

дальнюю идем,

Над милым порогом

Качну серебряным тебе крылом...

...Чем легче песня, тем труднее жизнь, которая за ней стоит. Важна память, которая, по счастью, еще свежа.




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру