Земфира. Вендетта

Главное событие года - четвертый альбом Земфиры “Вендетта” — вышел в мир вчера, в первый день весны

2 марта 2005 в 00:00, просмотров: 2591

Услышав его несколько раньше (остальных) и пропустив через себя несколькими судорожными глотками, потом подуспокоившись — все равно не сумею пуститься в отстраненные рассуждения. Потому — это вот не рецензия, но — попытка разложить по полочкам реакции, эмоции, ощущения.


ВЕНДЕТТА (итальянское) — “кровная месть”. Также — “восстановление справедливости”. Название пришло как щелчок, как резкое пробуждение. И буквально за несколько суток до релиза. Это сильное слово. И подходит практически к каждой из 15 песен. Энергетика пластинки может восстанавливать справедливость. В глобальной битве за любовь.

В “ВЕНДЕТТЕ” нет главной песни (как “Бесконечность” в “Четырнадцати неделях тишины” и “П.М.М.Л.” в “Прости Меня Моя Любовь”). Здесь — почти равнозначная, целостная, гитарно-скрипично-электронная пронзительная красота. Земфира говорит, что устала от пафосных стадионных хитов и сознательно исключила их из трек-листа. Впрочем, кое-что из четвертого альбома будут оголтело орать именно на стадионах.

“ВЕНДЕТТА” — это бескомпромиссность. Купленная тем не менее за огромные деньги (звукозаписывающей корпорацией). Ни в одном треке здесь Земфира не пошла на поводу. У конъюнктуры, форматов, у ожиданий любящих фанатов, даже у собственных минутных слабостей. Каждая песня — воплощенная независимая музыкальная идея. Под исключительную независимость артиста в данном случае прогнулся весь изворотливый шоу-биз (забыв о “фабриках звезд”, рекорд-монстры и федеральные каналы побежали наперегонки, лишь бы заполучить контракт на “Вендетту”). Возможная первая реакция многих на альбом: он не для этой страны. Возможно, ни для какой — для космоса. Но страна, вслед за начальниками телеканалов, олигархами и богемой, стекающейся на Земфириных концертах на VIP-балкон, погрузится в эту пластинку несомненно и очень скоро. Поскольку эмоциональное, музыкальное и нейролингвистическое воздействие-значение “Вендетты” сравнить с чем-то трудно.

“ВЕНДЕТТА” — самая сильная на сегодня пластинка Земфиры. Хотя сама певица с нежностью относится к первой, и “третья тоже очень нравится”. Но — “здесь я явно прогрессирую”. Прогресс этот таков, что всем отечественным как бы рок-музыкантам после ознакомления с “Вендеттой” грозит, видимо, следующее: глупые-слабые-жадные впадут в злобную депрессию, умные-достойные уйдут в длительный творческий отпуск, чтобы вместо отупляющих гастрольных чесалов хоть о чем-то призадуматься. Ладно. Вот вам выборочный трек-лист.


№1 Небомореоблака

Тяжелый, гитарно-ревущий концептуальный старт. От разнесенного прошлым летом радиоэфирами облегченно-электронного микса не осталось и следа. К “мессиджевой” песне попримеряли много “шапочек” — самой уместной оказался спаянный Цалером—Пунгиным альтернативный звук (“мумийтроллевские” друзья-коллеги, раскрасавцы-молодцы гитарист и ударник сыграли с Земфирой всю роковую часть пластинки). Korn, Nine Inche Nales, Rammstein... Вряд ли сама певица обрадуется возможным сравнением. Не важно. Суть в том, что эдакая жесть идеальна для лейтмотива текущего времени:

Эти серые лица

не внушают доверия

Теперь я знаю,

кому поет певица Валерия...

В принципе именно этот тяжелый хит и будут хором орать на стадионах в ближайшие года полтора...


№3 Итоги

Я ухожу, оставляя причины

для споров

Мою смешную собаку,

мой любимый город

Недокуренный план,

гигабайт фотографий

Оставляю друзей, тех,

что наполовину

Себя на радиоволнах,

коротких и длинных

Осчастливленных мною

и обиженных мною...

Терзает ночь мои опухшие веки

Я ничего-ничего об этом не помню

Моя любовь осталась

в двадцатом веке...

Итоги, слава богу, были все же промежуточными (хотя в какой-то момент Земфира и испугала тем, что уходит на фиг изо всей этой шоу-биз-истории). А об ЭТОМ в один прекрасный момент вспоминаешь все — и мир наполняется новым смыслом. Легчайшая песня. Хочется улыбаться, танцевать и тянуться вверх...


№4 Так и оставим

Пусть ты не случился

Я не жалею, я привыкаю

Рыбы и звери...

Сколько их будет в этом романе...

В эти минуты падает небо

Так и оставим

Гитарно-электронная рапсодия неимоверной красоты и силы. Один из трех оставшихся в альбоме совместных актов с Игорем Вдовиным. Ощущение, что перед тобой за несколько минут разворачивается и сворачивается Вселенная.


№5 Самолет

Очень важная песня.


№7 Блюз

Нетрадиционный все-таки блюз, что бы она ни говорила о стремлениях соблюсти каноны. Ассоциативен “Небу Лондона” вообще-то. Вокал Земфиры — бриллиант любой песни. Но в некоторых — он абсолютен. В “Блюзе” — вся мыслимая широта диапазона. На “Блюз” снят второй клип Ренаты Литвиновой. Лица, стекла, немного крови... И еще более красивая Земфира.


№9 Друг

Зимнее солнце целится прямо в меня

Видимо, поздно.

Или не нужно менять

Живу неслышно

И как представится

долгожданное ничто

Пишу пластинку, пока все нравится

Вот только знаешь что...

Вернись, мой друг.

Мне грустно без тебя...

Электронная баллада светлой и чистой печали. Собственно: Земфира плюс Корней (творческо-компьютерный тандем).


№12 Повесица

Раненое сердце весит тяжелее

Хочется согреться, пью и не пьянею.

Я прошу — верни меня.

Кто тебе позволит или не позволит

Чего же ты боишься, Бога или боли

Я прощу. Верни меня...

Я хочу повеситься

Фонарь, веревка, лестница

Два кровавых месяца

Столько мин и пострадавших

Буду висеть, молчать и любить

Оглушительный рок-боевик со всеми присущими атрибутами. Мегахит. Который испугаются крутить радиостанции.


№13 Красота

Струны и клавиши. Боль и восторг. Душа цепенеет, захваченная врасплох. Абсолютной красотой. Взаимным проникновением формы и содержания. Очень мало слов.

Какая красота...

Дождь идет

Я одна, на тротуарах пузыри

Я считаю их

Я не знаю Вас больше

Финальный аккорд должен быть абсолютен.


P.S. №15 Gim beam

(Favorit-трек “Мегахауса” на данный момент.)

Хотите увидеть Земфиру в самом начале? Еще до того, как ее подсадили на гитары и обозначили рокапопс-посылы первого альбома? Уфа, 97-й год, 20-летняя Земфира и компьютер, один на один. И хоть бы кто сейчас сделал что-то едва сопоставимое. “Gim Beam” — это вряд ли детское, но трогательное до невозможности.

Все вышесказанное сумбурно и скупо. И несопоставимо с силой этой пластинки. Напоследок совет для первого прослушивания “Вендетты”. Поставьте этот альбом ночью и в одиночестве — если вы strong. Чтобы не стесняться непроизвольных реакций души.



Партнеры