Сколько стоит тьма?

“МК” провел небольшое “финансовое“ расследование

Сегодня, наверное, в Москве нет ни одного человека, кто не пострадал бы от энергокризиса. И главный вопрос на повестке дня: кто будет платить?


КТО ЗАПЛАТИТ?

Страховщики вряд ли согласятся покрывать претензии к Мосэнерго из своего кармана. А сама компания уже заявила, что ее договора не предусматривают компенсации ущерба.

Гендиректор страховой компании “Лидер” Николай Волпянский:

— Имущество Мосэнерго застраховано в трех компаниях, одной из которых является “Лидер”. В договор включены риски пожара и поломки машинооборудования. Страховая сумма составляет сотни миллиардов рублей. Риск перерыва производства и ответственность компании перед получателями электроэнергии мы не страховали. Станция “Чагино” застрахована у нас, есть признаки страхового случая, но размер выплаты будет известен только после экспертизы.


ЧЕМ ОПРАВДЫВАЮТСЯ?

Скорее всего энергетики получат страховые суммы лишь за сгоревшее оборудование. И вряд ли по результатам работы комиссии по расследованию обстоятельств аварии можно будет трактовать события как форс-мажор. Сейчас все их оправдания сводятся к тому, что это был просто несчастный случай. Провода провисли. От жары, которая нетипична для мая.

Изношенность оборудования — вторая возможная причина, которую указывают официальные представители. Но компания работает не в убыток. Чистая прибыль ОАО “Мосэнерго” за первый квартал 2005 года составила 4,4 млрд. рублей (по сообщению Reuters). И если бы топ-менеджмент решил бы потратить деньги на какую-нибудь “веселуху”, а не на модернизацию и профилактику аварийности, то тем более должен был бы отвечать.


ЧТО ДАЛЬШЕ?

Рискнем предположить, что если энергетики не примут срочных мер по наведению порядка в своих сетях, то скоро все мы будем периодически становиться “сетевыми жертвами”. Москва опутана энергетическими сетями. К подстанциям “подвязаны” высоковольтные ЛЭП напряжением 110, 220 и 500 кВ. Это уже на трансформаторах подстанций ток преобразуется в наше “домашнее” напряжение. И одной из нынешних ключевых проблем московской энергетики являются выключатели на этих трансформаторах, которые должны “обуздывать” токи короткого замыкания (т.к.з.). Должны, но уже не справляются с этой задачей. В сентябре прошлого года “Вестник Мосэнерго” писал: “Возможности усиления отключающей способности масляных и воздушных выключателей, установленных на подстанциях Мосэнерго, исчерпываются... Наиболее опасным по масштабам и последствиям аварийным режимом является разрыв Московского кольца 500 кВ по причине превышения токов короткого замыкания на шинах 500 кВ над отключающей способностью выключателей”.

Именно эти выключатели должны сработать в случае аварийной ситуации и локализовать аварию. Но “на шинах 500 кВ ПС “Чагино” 8 выключателей уже не справляются с отключением”. Именно на сетях в 500 кВ. Впрочем, “Чагино” в черном списке и по сетям 220 кВ. А в черный список подстанций с выключателями, не отвечающими нынешним требованиям безопасности, уже попал не один десяток этих предприятий: Пахра, Очаково, Восточная, Карачарово, Угреша, Болятино, Тополь, Н.Подлипки, Метростроевская, Сокольники, Наро-Фоминск, Андроньевская… Всего же, по данным ведомственного издания, “требуется заменить 19 выключателей из 63 в сети 500 кВ, 29 выключателей из 595 в сети 220 кВ, 119 выключателей из 2521 в сети 110 кВ”. Не следует ли рассматривать эти географические точки как места будущих героических сражений энергетиков и пожарных вместе со спасателями?


КАК СУДИТЬСЯ?

Пожалуй, впервые в нашей стране сразу после энергоаварии всерьез заговорили о том, что ее виновники могут получить иски от граждан на огромные суммы. Как это сделать, читателям “МК” рассказали юристы.

— Иски должны быть от частных лиц, коллективные или от организаций?

— Коллективные иски в суды не принимаются. Но частные могут быть объединены по решению суда. Это происходит в том случае, если они обращены к одному ответчику, используются одни доказательства и их много.

— А может обратиться в суд человек, опоздавший, например, на самолет?

— Это зависит от обстоятельств. Если он ехал на метро, то, пройдя через турникет, он уже вступил в договорные отношения с метрополитеном. И тогда метро станет ответчиком, поскольку перевозчик не предоставил обещанной услуги. А вот метрополитен может взять в соответчики энергетиков.

— Кому будет проще выиграть в суде?

— Я думаю, что больше шансов у исков с серьезными суммами от крупных предприятий. С простыми гражданами ситуация намного сложнее из-за неповоротливости нашей судебной системы. В среднем прохождение дел в судах длится три года. К тому же простому гражданину очень сложно доказать упущенную выгоду.


С КЕМ СУДИТЬСЯ?

Как сказал “МК” эксперт Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, должно официально прозвучать, что именно послужило причиной нанесенного ущерба. Если отключение произошло в результате аварии на подстанции АО “Мосэнерго”, то претензии предъявляются АО “Мосэнерго”.

Человек должен посчитать сумму ущерба и документально ее подтвердить. Ущербом могут быть и испорченные продукты в холодильнике, и опоздание на работу, на самолет, и поврежденная бытовая техника. Если человек застрял в метро, подтверждением служит проездной билет с пробитой на нем датой и временем прохода, если в электричке — справка от железной дороги. Если произошла поломка бытовой техники, то нужно заключение о том, что поломка произошла из-за перепадов напряжения в сети.


КАКОВЫ ПЕРСПЕКТИВЫ?

Если в качестве причины аварии все же будет назван форс-мажор, никаких перспектив у исков не будет. Однако если будет доказано, что аварийную ситуацию можно было предвидеть, взыскать с энергетиков ущерб все же удастся.

МАСЛЯНАЯ ВЕРСИЯ

Глава РАО “ЕЭС” России Анатолий Чубайс вчера в 16.00 был вызван на допрос в прокуратуру Москвы. Его планировалось опросить как свидетеля по возбужденному накануне в связи аварией уголовному делу.

В телефонном разговоре со следователем Чубайс попытался договориться о переносе допроса: на 18.30 у него было назначено заседание оперативного штаба по ликвидации последствий аварии. Но прокуратура ни в какую: в 16.00, и точка!

Уголовное дело, напомним, возбуждено по ст. 293 УК РФ (халатность) и 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). В случае тяжких последствий эти статьи предполагают наказание в виде лишения свободы до 10 лет. Тяжким последствием, например, является смерть человека, однако данных о том, что энергетическая авария стала причиной хотя бы одной смерти, нет.

Хотя Анатолий Чубайс вчера и заявил, что готов нести ответственность за все, Мосгорпрокуратура намерена установить более конкретных виновников. Тем не менее в офисах компании — выемка документов.

Как заявил вчера глава Счетной палаты Сергей Степашин, впервые его ведомство проверит истинное техническое состояние энергетики страны. Будет изучаться и то, какие средства выделяются на поддержание техники в рабочем состоянии. Жаждет крови и фракция “Родина”, которая в пятницу на заседании Госдумы будет настаивать на проведении “тотальной финансовой проверки” компании РАО “ЕЭС”. Депутат Харченко утверждает: у него и его коллег есть основания подозревать, что средства, выделяемые РАО “ЕЭС” на замену оборудования, в течение 15 последних лет разворовывались.


КСТАТИ

— Вообще, во всем мире имеется система профилактического предупреждения аварий с трансформаторами силовых установок, — рассказал “МК” один из экспертов. — Кроме того, имеется метод анализа химического состава трансформаторного масла. По попаданию в масло конкретных контролируемых газов можно судить о предстоящем затруднении заблаговременно и принять меры. Своевременный контроль дает возможность предупредить замыкание в трансформаторе, отключить трансформатор, заменить в нем масло и т.д. В нашем случае, видимо, никакого контроля не было. Более того, в Москве имеется лаборатория, которая следит за составом масла с различных силовых трансформаторов. Хорошо бы узнать: когда последний раз проверяли “чагинское” масло?

Более того, наш источник сообщил, что как раз сейчас на многих подстанциях и энергетических объектах идут массовые увольнения ремонтных бригад. По слухам, вместо них набирают украинцев и молдаван, которым можно платить гораздо меньше.


СПРАВКА "МК"

“Чагино” уже взрывали. В середине января 1995 года на территории трансформаторной подстанции №510 Мосэнерго неизвестные преступники заложили на станции два взрывных устройства. Мощность каждой бомбы составила 200 г тротилового эквивалента. Взрывные устройства были подложены в воздухозаборник трансформатора и сработали с интервалом в 5 минут. Преступление не раскрыли.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру