Бесплатный сыр в телефонной трубке

Служба “09” может приказать долго жить

8 августа 2005 в 00:00, просмотров: 214

Горит дом — звони в “01”, занемог — набирай “03”, хочешь узнать точное время — обращайся в “100”, нет телефона приемной Президента России — подскажут в “09”. В справочную службу МГТС каждый из нас звонил неоднократно. И пусть туда было не пробиться из-за бесконечного сигнала “занято”, но мы знали, что в конце концов усилия вознаградятся. Казалось, так будет всегда. Как “Букашка” на Садовом кольце, каток на Патриках и цирк на Цветном.


Сейчас в “09” можно дозвониться с первой попытки, вот только список доступных абонентов тает на глазах.

Службе бесплатной справки уже за семьдесят. В первые десятилетия вся информация хранилась на карточках, и у телефонисток уходила уйма времени, чтобы найти нужный номер. Были, правда, уникальные операторы, помнившие сотни телефонов наизусть. В середине 70-х у французов закупили новое оборудование, и все данные перевели на фотопленку, но качество изображения оставляло желать лучшего. Сегодня телефонистки просто вводят в компьютер ключевое слово. База данных колоссальная, одних только обновлений вносится до 8 тысяч в день.

Техника мгновенно выдает результат. Или не выдает, в зависимости от того, какая информация требуется клиенту. Хочешь узнать телефон ресторана, массажного кабинета или, к примеру, модного бутика — плати.

— Вас приветствует справочная служба МГТС “09”. Пожалуйста, дождитесь ответа оператора, — раздается доброжелательный мужской голос в записи.

— Здравствуйте! — телефонистка называет свой личный номер.

Прошу дать мне телефон одной старой ветеринарной клиники.

— К сожалению, интересующая вас информация в базе данных не значится. Обратитесь, пожалуйста, в платную справочную.

Через пару минут звоню опять. Теперь мне нужен номер научно-исследовательского института. Увы, и эти сведения из разряда платных, хотя государственный НИИ от моего звонка не обогатится ни на копейку!

— Только не делайте из нас злодеев! — восклицает Николай Викторович Савлуков, заместитель генерального директора ОАО Московской городской телефонной сети. — Для нас это очень болезненная тема. Но законы рынка диктуют свои правила, и за услуги, которые населению предоставляются бесплатно, все равно кто-то должен платить. Представьте себе, что и в западных странах когда-то справки по телефону ничего не стоили. По закону о связи МГТС обязана бесплатно предоставлять очень небольшую часть информации, которая умещается буквально в нескольких строках, но наш перечень в тысячи раз больше. В него входят сведения, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности москвичей. Это касается вопросов здоровья, безопасности или работы городских властных структур — практически все, что не связано с коммерческой линией. Причем доступ к такой информации обеспечен круглосуточно. Ночью и по выходным действует автоматическая справочная служба.

Держу в руках перечень бесплатных услуг телефонной связи. В него входят всего 7 пунктов: вызов бюро ремонта телефонной сети, справки о междугородном и международном коде вызываемого населенного пункта, о тарифах на услуги различных телефонных сетей, о разнице во времени с вызываемым населенным пунктом в России или за ее пределами, о порядке пользования автоматической телефонной связью, об индексах вызова служб для заказа того или иного соединения.

Это — все. Тем не менее по “09” нам дадут телефоны больниц, травмопунктов, родильных домов, дежурных аптек и разных прочих служб. Телефонистки не сами решают, какую информацию предоставить за просто так, а какую — за деньги. Дело в том, что вся гигантская база поделена на 2 сектора. Если оператор не находит ответ на запрос абонента, то рекомендует обратиться в платную справочную службу. А уж там ответят на любой вопрос.

При мне абонент интересовался телефоном мирового судьи и был обслужен в мгновение ока. Но бывают и каверзные вопросы.

За деньги исполняют множество желаний. Заказать столик в ресторане — нет проблем, забронировать номер в отеле — пожалуйста, сообщить время прибытия поезда или самолета — нет ничего проще. Можно с юристом проконсультироваться, если, конечно, финансы позволяют. И даже узнать координаты подруги, двадцать лет назад переехавшей в славный город Париж.

Но сказать, что бесплатная справочная служба “09” занимает в МГТС положение Золушки, все-таки нельзя. Именно туда с 8 утра и до 9 вечера обрушивается шквал звонков. Свыше 70 тысяч человек ежедневно набирают “09”. Стоит только оператору положить трубку, как раздается новый вызов. Из 400 телефонисток справочных служб больше половины служат на бесплатном фронте.

Работа у них тяжелая — нервная и монотонная; но есть уникальные женщины, вот уже три-четыре десятка лет изо дня в день исправно выдающие справки. На один звонок отводится около 46 секунд. Очередь в отдел кадров, конечно, не стоит, однако всех подряд не принимают. Претендентки проходят тестирование на умение вести диалог, грамотность и культуру речи. Тембр голоса тоже важен. Зато возраст препятствием не является и модельная внешность никакой роли не играет.

В справочной службе чисто женское царство. Мужчин среди операторов нет и никогда не было. Считается, что сильный пол с этой напряженной миссией не справится: нервы не выдержат. Так что, даже несмотря на наличие вакансий, мужчинам можно не беспокоиться: все равно в телефонисты не возьмут.

Кто все-таки не желает тратиться на справочные услуги, может просто взять и купить толстый телефонный справочник или его электронный аналог и перейти на полное самообслуживание. За ближайшие пару лет сведения особо не устареют.

По привычке набираю знакомый с детства номер. На этот раз мне понадобилось узнать, как позвонить в Малый театр. Интересно, отошлют ли меня к коллегам из коммерческой службы?

“Добрый вечер!” — любезно приветствует незнакомая девушка и мгновенно дает нужный телефон. Совершенно бесплатно. Как раньше.




    Партнеры