Рандеву с копь-бабой

Чьи скелеты находят в “подмосковной тайге”

17 августа 2005 в 00:00, просмотров: 861

Ну что, скажите, делать жарким августовским деньком жителю Московской области, когда от отпуска еще осталась неделя-другая, а пресловутые “юга” переполнены отдыхающими со всех концов России? Конечно же, обратить свой взор на родное Подмосковье. И у нас есть еще места, пригодные для полноценного времяпрепровождения на лоне природы. А как насчет того, чтобы совместить его с настоящими поисками неизведанного?

Если приглядеться к карте Подмосковья, то самым зеленым и малонаселенным будет север Шатурского района. От поселка Мишеронский на многие километры нет вообще никакого жилья. Объясняется все просто — в 1950 году здесь строили военные объекты, а потому местные деревни выселили. После развала СССР военные заметно сократили свое присутствие. В нетронутые леса, называемые тут “подмосковной тайгой”, устремились туристы.

Кроме сосновых лесов, тихих речек да удобных для пешего походника или велосипедиста грунтовых дорожек в Шатурском районе найдется с десяток загадок природы и истории. Ориентиром для искателей стали труды местного краеведа Владимира Казакова, который за несколько десятков лет исходил весь район — записывал предания, исследовал старину. К сожалению, Владимира Михайловича уже нет в живых, поэтому нам пришлось полагаться только на его книги, себя и местных жителей.

Первой целью туристической вылазки стала легендарная Копь-баба, древний идол, лежащий в болотной глуши в окрестностях деревни Кобелёво. Интересно, что ударение в названии деревни приходится на предпоследний слог, отчего звучание у этого населенного пункта не очень приличное, что никого из местных совсем не смущает. Казаков считал, название происходит от имени древней богини Кибелы, со временем переосмысленной на простой лад Копь-бабой. “Грубо высеченное из камня лицо идола чернеет из-под зарослей крапивы. Сама фигура языческого истукана почти продавила болотный грунт и ушла в землю. Заросший клюквой и мхом островок известен немногим, а ходить туда, к идолу в гости, отваживаются и вовсе единицы”. Так описывал встречу с Копь-бабой исследователь из подмосковной Шатуры.


Справка МК:

Болотные святилища, где могли стоять идолы, известны у многих народов. Так, викинги на территории современной Дании не только справляли религиозные обряды на болотах, но даже приносили в подобных местах жертвы. Под Новгородом Великим отечественные археологи находили в болотах языческие святилища древнерусского населения. Аналогичным болотным капищем мог быть и упоминаемый в источниках на границе Московской и Владимирской губерний Шушмор. Исторические документы засвидетельствовали наличие некоего каменного сооружения в этом местечке посреди болот. Шушмор по всем признакам тоже находится в пределах современного Шатурского района, а его поисками занимается целая группа энтузиастов из Москвы. Пока, кстати, даже не ясно, что за народ возводил на шатурской земле эти стоунхенджи и разбрасывал по болотам идолов.


Около Кобелева на небольшой горочке у озера с характерным названием Святое стоит село Андреевские Выселки с красивой церковью. В огородах копаются люди. Подходим к одному из деревенских домиков наугад.

Володя — шатурянин, на Выселках у него дача. Говорит, удобно — от города недалеко, автобус ходит регулярно с раннего утра и до восьми вечера. А вот про Копь-бабу ничего он и не слышал. “Может, у старух спросить”, — оживляется дачник, услышав про святилище. Местные бабульки у автолавки на слово “идол” никак не реагируют, но кто-то вспоминает, мол, большой камень на болотах к северу от Кобелева лежал. Там и дорог нет, почитай одни болота. Отчего-то и не ходит туда никто. Вот незадача!

— Лучше на озеро идите, — советует Владимир. — Там много чего интересного по части истории. В 70-х засуха была, я еще в школе учился. Открылись посреди озера два островка, а на них древние горшки, человеческие скелеты, каменные орудия всякие. Приехали из Москвы ученые, посмотрели и сказали: у вас тут стоянки человека каменного века. На следующий год островки снова скрылись под водой. По берегам и сейчас находят маленькие кремниевые скребки. А в Шатуре считают, что в озеро церковь провалилась, поэтому оно и Святое.

Кроме скребков по берегам Святого можно найти речки, да не простые. Памятники природы и истории, специальные канавки с родниками — речки, использовались в древности для ловли рыбы. От естественного родника в озеро выкапывали неширокий канал, по которому зимой в незамерзающую “речку” заходило много рыбы. Тут ушлые рыболовы из окрестных деревень закрывали сетями выходы из речек и черпали рыбку чуть ли не голыми руками.

Неудача с капризной Копь-бабой не сломила наш походный дух. Мы перебрались в самую глушь выселенной зоны, на берег реки Поля. При слиянии Поли с небольшой рекой Дмитровкой расположено озерцо с “ароматным” названием Смердячье. О происхождении водоема до сих пор спорят ученые. Часть из них утверждает, что Смердячье — ближайшее к нам озеро метеоритного происхождения. Около десяти тысяч лет назад врезался в шатурскую землю метеорит. В образовавшийся кратер натекла вода, вот и получилось круглое такое озеро.

Спрятано оно в самый центр “подмосковной тайги”. Пара километров от затерянного в лесах поселка Бакшеево, и вы на идеально круглом берегу одного из самых загадочных озер Подмосковья. Внимательный обход берега дал нам в руки несколько как будто оплавленных камней. Здесь же разрешилась загадка неблагозвучного имени. Весь берег был просто усеян белыми ракушками из-под улиток. Новые и новые улитки оканчивают свой земной путь на Смердячьем, гибнут и начинают — правильно — смердеть.

“Подмосковная тайга” так до конца и не изведана и только начинает открывать свои тайны. Чем не маршрут для любителя поиска приключений?




    Партнеры