Мужчина, дело и женщина

Станислав Говорухин решил доказать, что не хлебом единым

18 августа 2005 в 00:00, просмотров: 673

“Я бы рекомендовал для тех, кому до тридцати, эту картину не смотреть”, — шокирует Станислав Говорухин, говоря о своем новом фильме по одноименному роману Владимира Дудинцева “Не хлебом единым”. И съемки начинал, как сам признается, в настроении “ну кому это надо?..” Надо. Прежде всего ему самому. Чтобы высказаться на главную тему, что его волнует. О том, как должен быть устроен мир. С его точки зрения. Начал Станислав Сергеевич об этом говорить в “Благословите женщину”, в “Не хлебом единым” окончательно расставил акценты. Закрыл тему: вначале мужчина и его дело, потом женщина. И только так. Мужчина без дела — не интересен.


А когда мужчине его дело интересно, то оно и получается, и другим интересно. Когда Говорухин объявил, что хочет поставить картину по роману Дудинцева, в киношных кругах удивились: зачем? Да, этот роман в свое время, как бы сейчас сказали, произвел фурор, взорвал общественное мнение, сразу же после публикации — в 1956 году в журнале “Новый мир” — стал культовым. Да к тому же бестселлером по-советски: автор не стал миллионером, а наоборот — обруган партией, а значит, книги его были изъяты из библиотек, он стал нищим, но любимым. Народом читающим и думающим, то есть интеллигенцией.

Но произошло то, что и должно было произойти: Говорухин, не отступая от строки романа, вытащил из него главное — показал мужчину без приставки “настоящий” (что все же сквозило в герое, сыгранном Балуевым в “Благословите женщину”) и женщину. Тоже без лишних эпитетов. Мужчина — Михаил Елисеев. Женщина — Светлана Ходченкова. Прежде всего лица и пластика, органика на уровне незаметных движений. Как говорится, сейчас таких не делают. В данном случае произошло абсолютное попадание — совпадение с людьми из того времени. Время действия романа — с 1947-го по 1951-й. Момент, когда почувствовавших вкус победы, а значит свободы, людей снова стали сажать на цепь.

Питерскому актеру и театральному режиссеру Михаилу Елисееву удалось создать образ-монолит, скупой на детали, но мощный — по сути. Его герою, изобретателю Лопаткину, ради дела не замечающего ничего вокруг (без фанатизма, естественным образом), веришь. Просто такой тип характера сейчас большая редкость.

Светлана Ходченкова, в этом году только окончившая Щукинское училище, открытая и благословленная Говорухиным в прошлой его картине, за это время, несмотря на участие в сериалах (чем сам мэтр очень недоволен), сделала серьезный шаг в своем актерском развитии. Она снова играет женщину, преданную мужчине. Но на этот раз это не слепое подчинение судьбе, а сознательный выбор женщины, не побоявшейся уйти от мужа. Причем захватила ее не страсть, а она постепенно поняла, ее женская сущность потянула, не задумываясь, сделать выбор. Быть не с тем, кто живет побрякушками — внешним благополучием, званиями, — правилами советской игры. А с тем, кто знает один образ жизни — дело, от которого польза.

Прекрасен давно не появлявшийся на экране во всем своем величии Алексей Петренко в роли побитого судьбой профессора МГУ, перешедшего в домашние изобретатели. Интересно появление Александра Розенбаума в образе большого военного начальника, делающего для главного героя “все, что могу, все, что могу”... Неожидан любимец столичных театралов Евгений Гришковец в роли следователя НКВД.

Ну и, конечно, просто роскошен Виктор Сухоруков. Как он гордо заявил на пресс-конференции в “МК”, где “Не хлебом единым” был представлен как участник “Великолепной семерки “МК” третьего фестиваля отечественного кино “Московская премьера”:

— Впервые Сухоруков играет такую серьезную роль — начальника металлургического завода и мужа, у которого молодая жена. Она уйдет от меня, и я ее накажу!

Да, а Говорухин еще предупреждает: “Картина-то черно-белая”. С чем можно поздравить оператора Юрия Клименко. Такая работа с черно-белой пленкой дорогого стоит.




Партнеры