100личный министр малого бизнеса

За три с лишним месяца Михаил Вышегородцев успел изменить многое

Рузвельту хватило ста дней, чтобы вытащить Америку из Великой депрессии...

Новый руководитель столичного Департамента поддержки малого предпринимательства Михаил Вышегородцев за три месяца тоже успел практически невозможное — изменил механизм финансирования предпринимательских проектов, запустил механизм соинвестирования коммерческой недвижимости и дал надежду малому бизнесу на перемены к лучшему.

Но энергичный министр не собирается останавливаться на достигнутом и воодушевленно рассказывает о своей работе и своих планах.


— Моя задача — создать все условия, чтобы малый бизнес развивался, чувствовал себя в Москве комфортно, — говорит г-н Вышегородцев. И каждый день старается подтверждать свои слова делом. Начав работать в новой должности, он прежде всего сместил вектор в формировании приоритетов, произвел переориентировку во взаимодействии департамента и организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

— Труд каждого сотрудника я оцениваю по результатам. Мы — тот департамент, который призван реально помогать людям, занимающимся бизнесом. А чтобы помогать, надо знать проблему. И помогать надо не словами, а делами, — убежден министр. — Я системщик. Чтобы управлять эффективно, надо понимать развитие любого процесса. И понимать, что при этом является конкретным результатом. Надо, чтобы каждый день заканчивался результативно. Чтобы работал механизм, в результате которого предприниматели получают помещения, кредиты, нормальные законы.

Пока проблем у малого бизнеса — выше крыши. Среди основных предприниматели называют проблемы с дешевыми кредитами и острую нехватку доступных помещений. Однако с кредитованием малого бизнеса ситуация начала меняться в лучшую сторону. Самым главным своим достижением министр Вышегородцев считает начало перестройки системы финансовой поддержки малых предпринимателей. Как их поддерживали раньше? Бюджетными субсидиями и субвенциями. В городскую казну деньги возвращались опосредованно только в виде налогов. Кроме того, малые предприятия получали поддержку посредством частичной компенсации процентной банковской ставки (если предприниматели получали кредит в банке, но их бизнес не был высокорентабельным, городской бюджет помогал им частично погасить процент банковского кредита).

Сейчас же, по инициативе министра, запущена совершенно другая система финансовой поддержки — безвозвратные субсидии и субвенции будут сохранены, но в меньшем объеме и для стартующих в бизнесе, а вместо этого предприниматели получают поддержку банковского сообщества. Оформляя кредит в банке, малые предприниматели могут обратиться в некоммерческий фонд содействия кредитованию малого бизнеса и получить частичную гарантию для банка. Банк, получив такую гарантию, рассмотрит заявку предпринимателя. При этом 50% рисков берет на себя банк и 50% — гарантийный фонд. Да и решения о выдаче кредитов теперь будет принимать не департамент, как было раньше, а банк.

— Мы убираем чиновника от принятия решения о финансовой поддержке предпринимателей, — делится г-н Вышегородцев. — Я неоднократно слышал, что бюджетные субсидии и субвенции распределяются между своими, человеку же с улицы деньги получить сложно. А теперь — идите в банк, доказывайте, что ваш проект окупаемый, и дерзайте!

И все же все мосты новый министр за собой не сжигает. Субсидии, субвенции начинающим предпринимателям, бюджетные кредиты пока тоже остаются (и на следующий год в бюджете города на них предусмотрено 50 миллионов рублей). Но! Для получения бюджетного кредита требуется высоколиквидный стопроцентный залог возвратности кредита. Малым предприятиям бюджетные кредиты получить очень сложно и долго.

Кроме того, в городе создан венчурный (высокорисковый) фонд для финансирования инновационных проектов, который будет запущен с начала следующего года. Департамент выиграл конкурс в Минэкономразвития РФ и получил софинансирование в размере 200 миллионов рублей. Конечно, идея это не наша — такова мировая практика финансирования инновационных разработок, которые по определению являются высокорисковыми. И перенять ее Москве будет очень полезно. Спасибо Минэкономразвития РФ.

Уже со следующего года малые предприятия столицы, работающие в инновационной сфере, могут претендовать на финансирование из этого фонда (его сумма составит на будущий год 800 миллионов рублей). Кстати, инновационные проекты являются приоритетом в развитии малого предпринимательства. Но до сих пор эта поддержка осуществлялась так: заявку инновационного предприятия рассматривал научно-технический совет, отделял маниловщину от реальных проектов, а финансовая комиссия выделяла на последние безвозвратные средства — до 250 тысяч рублей. Да уж, на такие деньги особо не разгуляешься.

— Финансируя инновационный проект, нельзя со стопроцентной уверенностью сказать, что предприятие получит высокую прибыль и окупит вложения, — говорит Вышегородцев. — Часть предприятий разоряется, но другая часть оказывается настолько высокорентабельной, что может окупить возможные невозвраты другими предприятиями. Путем создания в столице венчурного фонда мы можем решить самую главную с моей точки зрения задачу — добиться возвратности средств при поддержке малого бизнеса. Даже если прибыли у части предприятий не будет, другая часть проектов обязательно будет успешна, и прибыль от них покроет все вложения в неуспешные проекты, — говорит г-н Вышегородцев.

Две эти новые схемы финансирования позволят малому бизнесу интенсивно развиваться. Ведь средства, выданные малому бизнесу банками под гарантии фонда или через венчурные инвестиции, в любом случае сохраняются и продолжают работать — и год, и два, и три, прибавляясь к тем деньгам, которые выделят бюджеты последующих лет на поддержку малого бизнеса.

— Если в этом году мы, условно говоря, предусмотрели бюджетные гарантии в сумме 500 миллионов, они никуда не денутся. И в следующем году мы добавим к ним еще 500 миллионов, и будет уже миллиард рублей. То есть появится больше предприятий, которые могут рассчитывать на возможность получить банковский кредит под гарантию гарантийного фонда, — поясняет г-н Вышегородцев.

Итак, многие малые предприниматели уже в ближайшем будущем смогут решить проблему с доступными кредитами. Однако проблема с помещениями для предпринимателей остается по-прежнему актуальной. Каким образом можно получить “уголок” для развития бизнеса сейчас? Например, снять в аренду муниципальное помещение. На словах звучит красиво, но на деле это практически неосуществимо. Ведь почти все муниципальные площади выделяются коммерсантам по конкурсу, и в результате этих конкурсов цены на квадратные метры взлетают настолько, что приближаются к ставкам аренды на недвижимость на коммерческом рынке. А коммерческая недвижимость далеко не каждому по карману.

— Предприниматели говорят, что есть очень много видов бизнеса, которые позволяют окупить ставку арендной платы за 20, а то и больше дней в месяц. Получается, что в остальные 10 дней (если считать выходные!) нужно и на налоги заработать, и зарплату рабочим выплатить, да еще и прибыль получить… Поэтому предприниматели хотят либо получать дешевую недвижимость в аренду, либо возможность приватизировать ее, либо построить самим, — говорит Михаил Михайлович.

И вот исходя из этих пожеланий в Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства разработали новый механизм соинвестирования коммерческой недвижимости. С этим предложением департамент вышел к мэру, мэр его одобрил, и уже вышел ряд постановлений правительства Москвы о создании нескольких крупных центров для малого бизнеса по принципу соинвестирования. Это когда сами малые предприниматели инвестируют столько метров в строящемся бизнес-центре, сколько им нужно. Ну а после достроя они оформляют метры, которые инвестировали, в собственность. Тот же принцип, что и в строительном кооперативе, каждый член которого строит квартиру для себя, с той лишь разницей, что в данном случае бизнесмен отстраивает себе нежилые помещения. При этом предприниматель получает возможность через год-два стать собственником столь дорогой в столице недвижимости, офиса в бизнес-центре или цеха в технозоне, по сути по себестоимости строительства. И хотя найти деньги на строительство тяжеловато, если учесть рост арендной платы, это все равно выгодно.

Первый такой проект запущен в Юго-Западном округе: уже в начале следующего года на улице Миклухо-Маклая начнется строительство крупного бизнес-центра. Следующим станет подобный проект в Северо-Восточном округе. Ну а дальше строительство таких центров выйдет на поток.

— Главное, что идея одобрена. И теперь надо активнее разрабатывать проектно-сметную документацию и запускать процесс строительства. Желающих стать соинвесторами уже очень много, — не без гордости говорит министр.

Правда, во время осуществления этой полезной и для предпринимателей, и для города идеи власти неизбежно столкнутся с проблемой вечно протестующих против любого строительства жителей (в такой ситуации уже оказался будущий бизнес-центр на улице Свободы).

— Разве москвичам не нужна работа рядом с домом? Разве нам выгодно, чтобы столичные предприниматели переносили свой бизнес, к примеру, в Химки? К счастью, в Москве мэр понимает необходимость поддержки малого бизнеса. А представьте, что будет, если мы откажемся от политики льгот и поддержки? Конечно, какой-то бизнес выживет. Но очередей на бирже труда будет больше, я уверен. Сейчас в столице занятость — выше 99%. Но даже если безработица составит 2%, значит, люди будут просить денег у государства. Что лучше: помочь бизнесу или помогать безработным пособиями? Московский бюджет тратит на поддержку малого бизнеса не более 0,3% доходов, а получает от него в виде налогов 30%.

Получается, что на каждый вложенный в развитие рубль малый бизнес дает городу сотню. И в будущем, надеется Михаил Михайлович, будет давать еще больше. По крайней мере он будет делать для этого все возможное.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру