Рузвельту хватило ста дней, чтобы вытащить Америку из Великой депрессии...
Новый руководитель столичного Департамента поддержки малого предпринимательства Михаил Вышегородцев за три месяца тоже успел практически невозможное — изменил механизм финансирования предпринимательских проектов, запустил механизм соинвестирования коммерческой недвижимости и дал надежду малому бизнесу на перемены к лучшему.
Но энергичный министр не собирается останавливаться на достигнутом и воодушевленно рассказывает о своей работе и своих планах.
— Моя задача — создать все условия, чтобы малый бизнес развивался, чувствовал себя в Москве комфортно, — говорит г-н Вышегородцев. И каждый день старается подтверждать свои слова делом. Начав работать в новой должности, он прежде всего сместил вектор в формировании приоритетов, произвел переориентировку во взаимодействии департамента и организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
— Труд каждого сотрудника я оцениваю по результатам. Мы — тот департамент, который призван реально помогать людям, занимающимся бизнесом. А чтобы помогать, надо знать проблему. И помогать надо не словами, а делами, — убежден министр. — Я системщик. Чтобы управлять эффективно, надо понимать развитие любого процесса. И понимать, что при этом является конкретным результатом. Надо, чтобы каждый день заканчивался результативно. Чтобы работал механизм, в результате которого предприниматели получают помещения, кредиты, нормальные законы.
Пока проблем у малого бизнеса — выше крыши. Среди основных предприниматели называют проблемы с дешевыми кредитами и острую нехватку доступных помещений. Однако с кредитованием малого бизнеса ситуация начала меняться в лучшую сторону. Самым главным своим достижением министр Вышегородцев считает начало перестройки системы финансовой поддержки малых предпринимателей. Как их поддерживали раньше? Бюджетными субсидиями и субвенциями. В городскую казну деньги возвращались опосредованно только в виде налогов. Кроме того, малые предприятия получали поддержку посредством частичной компенсации процентной банковской ставки (если предприниматели получали кредит в банке, но их бизнес не был высокорентабельным, городской бюджет помогал им частично погасить процент банковского кредита).
Сейчас же, по инициативе министра, запущена совершенно другая система финансовой поддержки — безвозвратные субсидии и субвенции будут сохранены, но в меньшем объеме и для стартующих в бизнесе, а вместо этого предприниматели получают поддержку банковского сообщества. Оформляя кредит в банке, малые предприниматели могут обратиться в некоммерческий фонд содействия кредитованию малого бизнеса и получить частичную гарантию для банка. Банк, получив такую гарантию, рассмотрит заявку предпринимателя. При этом 50% рисков берет на себя банк и 50% — гарантийный фонд. Да и решения о выдаче кредитов теперь будет принимать не департамент, как было раньше, а банк.
— Мы убираем чиновника от принятия решения о финансовой поддержке предпринимателей, — делится г-н Вышегородцев. — Я неоднократно слышал, что бюджетные субсидии и субвенции распределяются между своими, человеку же с улицы деньги получить сложно. А теперь — идите в банк, доказывайте, что ваш проект окупаемый, и дерзайте!
И все же все мосты новый министр за собой не сжигает. Субсидии, субвенции начинающим предпринимателям, бюджетные кредиты пока тоже остаются (и на следующий год в бюджете города на них предусмотрено 50 миллионов рублей). Но! Для получения бюджетного кредита требуется высоколиквидный стопроцентный залог возвратности кредита. Малым предприятиям бюджетные кредиты получить очень сложно и долго.
Кроме того, в городе создан венчурный (высокорисковый) фонд для финансирования инновационных проектов, который будет запущен с начала следующего года. Департамент выиграл конкурс в Минэкономразвития РФ и получил софинансирование в размере 200 миллионов рублей. Конечно, идея это не наша — такова мировая практика финансирования инновационных разработок, которые по определению являются высокорисковыми. И перенять ее Москве будет очень полезно. Спасибо Минэкономразвития РФ.
Уже со следующего года малые предприятия столицы, работающие в инновационной сфере, могут претендовать на финансирование из этого фонда (его сумма составит на будущий год 800 миллионов рублей). Кстати, инновационные проекты являются приоритетом в развитии малого предпринимательства. Но до сих пор эта поддержка осуществлялась так: заявку инновационного предприятия рассматривал научно-технический совет, отделял маниловщину от реальных проектов, а финансовая комиссия выделяла на последние безвозвратные средства — до 250 тысяч рублей. Да уж, на такие деньги особо не разгуляешься.
— Финансируя инновационный проект, нельзя со стопроцентной уверенностью сказать, что предприятие получит высокую прибыль и окупит вложения, — говорит Вышегородцев. — Часть предприятий разоряется, но другая часть оказывается настолько высокорентабельной, что может окупить возможные невозвраты другими предприятиями. Путем создания в столице венчурного фонда мы можем решить самую главную с моей точки зрения задачу — добиться возвратности средств при поддержке малого бизнеса. Даже если прибыли у части предприятий не будет, другая часть проектов обязательно будет успешна, и прибыль от них покроет все вложения в неуспешные проекты, — говорит г-н Вышегородцев.
Две эти новые схемы финансирования позволят малому бизнесу интенсивно развиваться. Ведь средства, выданные малому бизнесу банками под гарантии фонда или через венчурные инвестиции, в любом случае сохраняются и продолжают работать — и год, и два, и три, прибавляясь к тем деньгам, которые выделят бюджеты последующих лет на поддержку малого бизнеса.
— Если в этом году мы, условно говоря, предусмотрели бюджетные гарантии в сумме 500 миллионов, они никуда не денутся. И в следующем году мы добавим к ним еще 500 миллионов, и будет уже миллиард рублей. То есть появится больше предприятий, которые могут рассчитывать на возможность получить банковский кредит под гарантию гарантийного фонда, — поясняет г-н Вышегородцев.
Итак, многие малые предприниматели уже в ближайшем будущем смогут решить проблему с доступными кредитами. Однако проблема с помещениями для предпринимателей остается по-прежнему актуальной. Каким образом можно получить “уголок” для развития бизнеса сейчас? Например, снять в аренду муниципальное помещение. На словах звучит красиво, но на деле это практически неосуществимо. Ведь почти все муниципальные площади выделяются коммерсантам по конкурсу, и в результате этих конкурсов цены на квадратные метры взлетают настолько, что приближаются к ставкам аренды на недвижимость на коммерческом рынке. А коммерческая недвижимость далеко не каждому по карману.
— Предприниматели говорят, что есть очень много видов бизнеса, которые позволяют окупить ставку арендной платы за 20, а то и больше дней в месяц. Получается, что в остальные 10 дней (если считать выходные!) нужно и на налоги заработать, и зарплату рабочим выплатить, да еще и прибыль получить… Поэтому предприниматели хотят либо получать дешевую недвижимость в аренду, либо возможность приватизировать ее, либо построить самим, — говорит Михаил Михайлович.
И вот исходя из этих пожеланий в Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства разработали новый механизм соинвестирования коммерческой недвижимости. С этим предложением департамент вышел к мэру, мэр его одобрил, и уже вышел ряд постановлений правительства Москвы о создании нескольких крупных центров для малого бизнеса по принципу соинвестирования. Это когда сами малые предприниматели инвестируют столько метров в строящемся бизнес-центре, сколько им нужно. Ну а после достроя они оформляют метры, которые инвестировали, в собственность. Тот же принцип, что и в строительном кооперативе, каждый член которого строит квартиру для себя, с той лишь разницей, что в данном случае бизнесмен отстраивает себе нежилые помещения. При этом предприниматель получает возможность через год-два стать собственником столь дорогой в столице недвижимости, офиса в бизнес-центре или цеха в технозоне, по сути по себестоимости строительства. И хотя найти деньги на строительство тяжеловато, если учесть рост арендной платы, это все равно выгодно.
Первый такой проект запущен в Юго-Западном округе: уже в начале следующего года на улице Миклухо-Маклая начнется строительство крупного бизнес-центра. Следующим станет подобный проект в Северо-Восточном округе. Ну а дальше строительство таких центров выйдет на поток.
— Главное, что идея одобрена. И теперь надо активнее разрабатывать проектно-сметную документацию и запускать процесс строительства. Желающих стать соинвесторами уже очень много, — не без гордости говорит министр.
Правда, во время осуществления этой полезной и для предпринимателей, и для города идеи власти неизбежно столкнутся с проблемой вечно протестующих против любого строительства жителей (в такой ситуации уже оказался будущий бизнес-центр на улице Свободы).
— Разве москвичам не нужна работа рядом с домом? Разве нам выгодно, чтобы столичные предприниматели переносили свой бизнес, к примеру, в Химки? К счастью, в Москве мэр понимает необходимость поддержки малого бизнеса. А представьте, что будет, если мы откажемся от политики льгот и поддержки? Конечно, какой-то бизнес выживет. Но очередей на бирже труда будет больше, я уверен. Сейчас в столице занятость — выше 99%. Но даже если безработица составит 2%, значит, люди будут просить денег у государства. Что лучше: помочь бизнесу или помогать безработным пособиями? Московский бюджет тратит на поддержку малого бизнеса не более 0,3% доходов, а получает от него в виде налогов 30%.
Получается, что на каждый вложенный в развитие рубль малый бизнес дает городу сотню. И в будущем, надеется Михаил Михайлович, будет давать еще больше. По крайней мере он будет делать для этого все возможное.