Игра в гости

Что выиграет Кремль от братания с “Хамас”

Террористов не уговаривают, а уничтожают — за шесть лет своего президентства Владимир Путин постоянно в разных формах повторял этот лозунг.

Тем больший шок у многих вызвала недавняя путинская идея — пригласить в Москву лидеров победившего на выборах в Палестине движения “Хамас”. Ведь в тренировочных лагерях “Хамас” на роль террористов-смертников готовят даже семилетних детей! Но при пристальном рассмотрении демарш ВВП представляется вполне логичным и даже почти неизбежным.

Террорист с “нобелевкой”

В последние годы жизни покойный лидер Палестины Ясир Арафат был известен прежде всего как лауреат Нобелевской премии мира. Но в фигуру мирового масштаба Арафат превратился именно благодаря своей кампании массированного террора против Израиля. В 1995 году, уже после присуждения главе Палестины “нобелевки”, будущий премьер Израиля Ариэль Шарон заявил: “Со времен нацистов я не знаю кого-либо, на чьих руках было бы больше крови евреев, чем на руках Арафата”. Для очень многих в арабском мире это прозвучало как самый лестный из всех возможных комплиментов.

В первые годы после основания в 1959 году хозяином строительной фирмы Арафатом движения ФАТХ оно не могло похвастаться грандиозными свершениями. Предпринятая в 1965 году ФАТХ первая попытка диверсии против Израиля успехом не увенчалась. Боевикам Арафата так и не удалось серьезно нарушить систему водоснабжения еврейского государства. Но затем ФАТХ развязал против Израиля успешную партизанскую войну. Бомбы бойцов Арафата взрывались на железнодорожных путях, водопроводах, в общественных местах Израиля. Благодаря подобным “подвигам” в 1969 году Арафат становится шефом объединяющей большинство палестинских группировок Организации освобождения Палестины (ООП).

После этого террор против Израиля только усилился. Например, в 1974 году боевики связанного с ООП Демократического фронта освобождения Палестины захватили большую группу еврейских школьников. В результате бойни в городе Маалат 22 ребенка были убиты, а 50 ранены.

Даже нынешний лидер Палестинской автономии Махмуд Аббас, которого на Западе считают чуть ли не голубем мира, тоже причастен к террору. В 1972 году во время Олимпиады в Мюнхене палестинские боевики застрелили 11 израильских спортсменов. Один из организаторов этой атаки Мухаммед Оудех сумел избежать мести Израиля и в 2002 году издал в Нью-Йорке “Мемуары палестинского террориста”. Согласно этой книге, именно функционер ООП Махмуд Аббас был ответственен за финансовую сторону операции.

Справедливости ради надо заметить, что в основном Махмуд Аббас занимался не террором, а кадрово-политической работой и написанием странных книг вроде “Тайные связи между нацизмом и сионизмом”. Кроме того, тот же Оудех утверждает, что Аббас не знал, на что пойдут собранные им деньги. Но много ли это меняет?

В 1993 году Арафат с Аббасом, правда, признали право Израиля на существование и официально отказались от насилия. Запад был так растроган зрелищем Арафата, пожимающего руку израильскому премьеру Рабину, что этой паре вскоре вручили Нобелевскую премию. Но степень искренности обещаний Арафата и Аббаса вызывала и вызывает сомнения.

Большинство экспертов убеждено, что ООП просто сменило тактику. Допустим, Израиль идет на какие-то уступки. Сразу после этого палестинцы выдвигают новые требования. Причем, чтобы придать им дополнительную убедительность, на Израиль начинают давить с помощью терактов. Тель-Авив, естественно, возмущается. В ответ лидеры ООП выражают свое сочувствие, клянутся поприжать террористов, но почти ничего не делают. Когда истощенный Израиль идет еще на уступки, все начинается по-новому.

Покойный Арафат, собственно, не делал особого секрета из этой тактики. В своих интервью и выступлениях перед мусульманской аудиторий лидер Палестины не раз заявлял, что обмануть врага — это не грех.

Одним словом, различий между ФАТХ и “Хамас” не так уж много. И лучше всего об этом известно тем же израильтянам. В первые годы политдеятельности основателя “Хамас” шейха Ясина Израиль оказывал ему поддержку. Мол, почему бы не подгадить Арафату и не помочь его конкурентам! Сейчас, конечно, в Тель-Авиве и слышать не хотят о контактах с “Хамас”. Смысл израильской политики по отношению к этому движению сводится к одному слову: бойкот. Но выдвигать ультиматумы можно только в случае, если ты способен их выполнить. А с реальными рычагами воздействия на Палестину и у Израиля, и у Запада в целом туговато.

Израиль контролирует водное снабжение сектора Газа Палестинской автономии. Но нельзя же всерьез угрожать палестинцам лишить их воды! Израиль, конечно, может еще больше усилить экономическую блокаду автономии. Но в прошлом эта политика показывала весьма сомнительную эффективность. Тель-Авив “закручивал гайки”. И без того шокирующе высокий уровень безработицы в Палестинской автономии еще больше возрастал. И “Хамас” и другим подобным организациям становилось еще легче вербовать террористов-смертников.

Сейчас Израиль и Запад угрожают ударить по кошелькам руководства автономии. Палестине грозит лишение финансовой помощи Евросоюза и субсидий из израильского бюджета. Но без денег палестинцы точно не останутся. Иран не особенно благоволит к “Хамас”. В Тегеране предпочитают поддерживать еще более радикальную и жестокую палестинскую организацию “Исламский джихад”. Но в нынешних обстоятельствах Тегеран непременно придет на помощь “Хамас”. Благо в условиях высоких цен на нефть денег у тегеранских правителей предостаточно.

Финансовую поддержку палестинской власти будут вынуждены оказать и нефтяные монархи Персидского залива. Американские друзья эмиров могут сколь угодно долго просить их этого не делать. Но пойти навстречу американцам шейхам не позволят их собственные подданные.

Короче, власть “Хамас” в Палестине — это свершившийся факт, с которым в ближайшее время ничего не поделаешь. Кстати, как это ни смешно, но возможность прийти к власти появилась у “Хамас” благодаря политике Америки.

Янки за “Хамас”

Еще недавно в Вашингтоне не видели ничего зазорного в дружбе с не слишком демократичными восточными режимами. Но в период правления нынешнего президента по янки ударило осознание того, что подобная политика не приводит ни к чему хорошему. Арабский мир все больше погружается в состояние экономического и социального упадка. Во всех бедах население арабских стран винит своих погрязших в коррупции правителей. А поскольку те пользуются поддержкой США, гнев и агрессия арабов переносятся на американцев.

В Вашингтоне быстро нашли способ решения проблемы. Буш торжественно провозгласил курс на “демократизацию” Ближнего Востока. С этой целью янки устроили вторжение в Ирак. А большинство союзных Америке арабских режимов стали усиленно побуждать к проведению свободных выборов. В Вашингтоне едва успели себя поздравить с успехом нового курса, как эйфория сменилась конфузом. Везде, где выборы были относительно честными — от парламентских выборов в Египте до волеизъявлений в Ираке и Палестине, — в выигрыше оказались радикальные исламисты. Как злорадно заметил радикальный лидер иракских шиитов Муктада ас-Садр: “США принесли демократию на Ближний Восток. Но Бог сделал демократический процесс оружием против Америки”.

В штатовских политических кругах многие еще не вышли из состояния шока. Но выборные триумфы исламистов типа победы “Хамас” в Палестине были практически запрограммированы.

Движение Арафата и Аббаса ФАТХ — это сегодня носитель давно устаревшей идеологии светского арабского национализма. 50 лет тому назад эта идеология не на шутку возбуждала арабские массы. Харизматичный лидер революции в Египте Гамаль Насер сначала сверг коррумпированного местного короля. А в 1956 году он задал мощную трепку и объединенным армиям Франции, Англии и Израиля. Три державы тогда, правда, остановили свое наступление только после получения ультиматумов из Вашингтона и Москвы. (Наш тогдашний премьер Булганин открыто угрожал Западу ядерной войной.) Но восторженные арабы расценили этот факт как малозначимый. Авторитет Насера был столь велик, что в 1958 году Сирия добровольно соединилась с Египтом в Объединенную Арабскую Республику. Казалось, еще чуть-чуть, и “сионистский враг” будет разбит: Израиль прекратит свое существование, и Иерусалим станет чисто арабским городом.

Но в ходе серии арабо-израильских войн удача неизменно оказывалась на стороне Тель-Авива. Сирия от Египта вскоре отделилась. А преемник Насера президент Садат с горя заключил с Израилем сепаратный мир. Идеология арабского национализма стала стремительно терять свою привлекательность. Окончательно ее загубили коррупция и непотизм, которые демонстрировали светские правители арабов.

Арафат и палестинцы — это всего лишь частный случай, иллюстрирующий общую тенденцию. Во время триумфального для Насера конфликта с тремя западными державами в 1956 году полный надежд лейтенант Арафат руководил отрядом подрывников в составе египетских сил. Но после удачной для Тель-Авива войны 1967 года Арафату, согласно некоторым источникам, пришлось бежать из Израиля, переодевшись женщиной.

В молодости Арафат, как и в свое время Насер, был известен как бессребреник. Лидер ООП гордо заявлял: моя жена — это палестинская революция — и вел подчеркнуто аскетичный образ жизни. Но к 1993 году Арафат не только женился на юной красотке, но и занял

6-е место в списке самых богатых “королей и деспотов” журнала “Форбс”. В 2003 году министерство финансов Палестины наняло группу американских аудиторов для исследования финансов Арафата. Янки быстро установили, что “муж революции” секретно использовал общественные средства для сколачивания состояния в 1 миллиард долларов. При этом поселившаяся к тому времени в Париже супруга Арафата Суха ежемесячно получала из бюджета Палестинской автономии “стипендию” в 100 тысяч долларов.

Для сравнения: по оценкам ЦРУ, с уровнем ВВП на душу населения в 600 долларов в год сектор Газа Палестинской автономии занимает по этому показателю 231-е место в мире из 232. В другой части автономиии — на Западном берегу реки Иордан — дела обстоят чуть-чуть получше. Уровень ВВП в 1100 долларов и 209-е место.

Естественно, палестинцы не могли не задумываться об альтернативе власти Арафата. И, как и в других арабских странах, альтернатива светским лидерам не замедлила появиться. Во всех мусульманских государствах начали набирать популярность лозунги, суть которых можно свести к простой формуле: ислам — это решение. В Палестине этот лозунг сумел оседлать прикованный к инвалидному креслу учитель литературы шейх Ясин. Свою политдеятельность шейх начал с организации спортклубов для тинейджеров. Но в 1987 году Ясин основал “Хамас” (движение исламского сопротивления) и начал свою войну против Израиля.

В 1993 году движение шейха Ясина впервые устроило теракт с использованием смертника. С тех пор подобные трагедии происходят в еврейском государстве с чудовищной регулярностью. Согласно силам обороны Израиля, с сентября 2000 по апрель 2004 года “Хамас” устроил в стране 425 крупных терактов. Согласно принципам “Хамас”, абсолютно все граждане Израиля — даже дети — “виновны в преступлениях перед палестинским народом”.

Но “Хамас” не только убивает. По американским оценкам, 90% своих усилий организация направляет на благотворительность и социальную работу. А функционеры “Хамас” известны в автономии своей некоррумпированностью.

В 2004 году Израиль нанес по движению целый ряд ударов, ликвидировав шейха Ясина и ряд его коллег. Но “мученическая” смерть основателя “Хамас” лишь усилила популярность его детища.

Зачем нам это надо?

Класть все яйца в одну корзину — до 90-х годов Кремль четко следовал на Ближнем Востоке этому принципу. Во времена создания еврейского государства и его первой войны с арабами в 1948 году Сталин жестко поддержал Израиль. Ко времени войны 1967 года ситуация изменилась с точностью до наоборот. Брежнев тогда пошел на крайне редкий в мировой практике шаг и разорвал с Тель-Авивом дипломатические отношения.

На несколько десятилетий Москва превратилась в лучшего друга палестинцев и прочих “прогрессивных арабов”. Именно на основе своих изысканий в советских архивах бывший аспирант Университета дружбы народов Махмуд Аббас создал свой бессмертный труд о “тайных связях нацистов и сионистов”. Советский Союз с радостью обучал “борцов с сионизмом”, и не только историческим наукам. Например, в 1971 году военную подготовку в лагере под Солнечногорском прошел товарищ Абу-Аббас. В 1985-м вместе с группой боевиков этот марксист захватил итальянский круизный лайнер “Акилле Лауро”. Там Абу-Аббас наглядно продемонстрировал твердость своих “антисионистских” убеждений. Прикованного к инвалидной коляске американского туриста-еврея Леона Клингхоффера сначала убили, а потом выбросили в море на глазах его жены.

В 1991 году на излете своей власти Михаил Горбачев вновь установил с Израилем дипломатические отношения. Но в течение следующих 15 лет Кремль мало влиял на палестинский вопрос. Мол, какой там Ближний Восток! У нас и самих проблем по горло! И вот с помощью своего краткого высказывания Путин сумел в один миг превратить Россию в ключевого ближневосточного игрока. Но не окажемся ли мы халифами на час? И не выйдет ли эта инициатива нам боком?

С сугубо прагматичной точки зрения контакты могут принести пользу и “Хамас”, и России. “Хамас” важно прорвать международную изоляцию и завоевать западное признание в качестве законной власти Палестины. Демарш Кремля облегчает наследникам шейха Ясина решение этой задачи. Россия же нуждается в упрочении своих позиций в исламском мире и улучшении там своего имиджа. Протягивая руку “Хамас”, Кремль делает очень важный символический шаг. Для любого араба нет более болезненной проблемы, чем палестинская.

Но Москве очень важно трезво оценивать ситуацию. Наивно, например, ждать, что на переговорах в Москве могут быть приняты какие-либо прорывные решения. Лидеры “Хамас” вряд ли когда-нибудь откажутся от своей заявленной цели уничтожить Израиль. Самым “миролюбивым” жестом “Хамас” в отношении Израиля до сих пор было предложение о 10-летнем прекращении огня. Но при этом Тель-Авиву выдвинули неприемлемые для него требования. Более того, вскоре убитый израильтянами один из боссов “Хамас”, доктор Рантиси, честно предупредил: больше 10 лет прекращение огня длиться не может!

Допустим, что произойдет чудо — и энное время спустя часть лидеров “Хамас” откажется от насилия как метода решения проблем. Но будет ли это что-нибудь означать? Подобный жест Ясира Арафата 13 лет назад почти не повлиял на жестокость атак палестинцев против Израиля. Так произойдет и на этот раз. Если израильтян не будет убивать “Хамас”, этим с удвоенным усердием займется, скажем, “Исламский джихад”. А какая для жителей Израиля разница, какая именно организация превращает их повседневную жизнь в ад?

В самом лучшем случае в Москве может быть найдено лишь некое предварительное промежуточное решение. Такой результат если не улучшит, то хотя бы не ухудшит ситуацию на Ближнем Востоке. Но даже для этого нашей дипломатии придется продемонстрировать не слишком свойственные ей чудеса изворотливости. А ведь цена возможного провала весьма высока: если что, наши западные друзья с радостью повесят на Россию всех собак.

* * *

Российский агитпроп может сейчас сколь угодно долго пытаться отвести от Кремля обвинение в двойных стандартах. С террористами из “Хамас” можно разговаривать, потому что они победили на всенародных демократических выборах? Такое объяснение весьма остроумно, но неубедительно. В 1997 году Масхадов тоже победил на всенародных выборах. Но это не помешало Москве через некоторое время объявить его вне закона. Увы, но двойные стандарты — это неотъемлемая часть политической игры. В реальной жизни даже при всем желании не всегда возможно следовать благородным лозунгам. Это, похоже, единственный урок, который можно извлечь из нынешнего этапа ближневосточной трагедии.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру