Россия — самая нечитающая страна?

Чтобы привить любовь к книге, нужно разбить все телевизоры и компьютеры?

17 августа 2006 в 00:00, просмотров: 512

Жили-были в Москве книжники — люди, которые умеют писать, читать, считать, издавать, продавать, распространять и давать в пользование книжки. И собрались эти люди за круглым столом — на беседу о том, что в России скоро не станет книг.


Круглый стол был, конечно, прямоугольным. Назывался он так: “Россия без книг: вызовы XXI века”. Директора крупнейших российских издательств, аналитики, социологи, преподаватели — все обсуждали тоскливую тему загнивания чтения в России.

Выяснилось, что женщины нашей необъятной Родины читают гораздо больше, чем мужчины! Оно и понятно: мужчинам некогда. Самая нечитающая категория нашего населения — мужчины старше 50 лет из малых городов и сел; водка, видимо, идет легче и дешевле книг. Поэтому на пике популярности, по статистике, звенит и сверкает женский детектив, дай бог ему счастья. Следующая за ним — женская проза. Дальше — боевик, историко-приключенческая литература и лишь потом классика.

Сетовали на мальчишек, девчонок, а также их родителей. “Оказывается, можно не читать”, — ошеломляющая аксиома кружила по круглому столу. А раз можно не читать, дети не читают: незачем, нет времени, и непонятно, что написано. Зародить “ценность сомнения”, рефлексии, удовлетворить потребность в бунте — задача детской литературы, по мнению участников дискуссии. Жаль только, что не все подростки “втыкают”, что значит слово “рефлексия”…

“Мы называем библиотеку храмом знаний. Как бы она не превратилась в кладбище идей”, — волновалась Валерия Стельмах, один из ведущих библиотекарей РГБ. В библиотеках Москвы океан книг, но нет читателей; в регионах есть читатели, но нет книг. В городах и селах за чтение даже многотиражной Дарьи Донцовой берут таксу — 50 копеек или полтора рубля в день. А вот в Европе в XVII—XVIII веках существовали так называемые выездные библиотеки, которые разъезжали по стране и возвращались — забирать прочитанные книги назад. Как говорится, было бы желание…

Писатель Владимир Войнович, создатель “Москвы-2042” и папа Чонкина, — ярчайшая фигура на мероприятии. На него смотрели, его слов ждали. А сказал он, что процесс падения интереса к чтению неизбежен и с ним надо бороться. “Человек занят поглощением огромного количества информации. Даже какой-то ерунды. Я купил мобильный телефон и, чтобы научиться им пользоваться, целый день читал инструкцию”. Призвал издательства обратить свой щедрый взгляд в регионы. И предложил “радикальный способ вернуть читателя — разбить все телевизоры и все компьютеры”.

Основной итог встречи — ждем обещанную государственную программу поддержки чтения.




Партнеры