Будем смотреть! Я сказал...

Президент Путин дал народу футбол

9 марта 2007 в 00:00, просмотров: 552
  И встал наш президент Путин весь в белом, и молвил свое веское слово: “Как мне стало известно, “НТВ+” вместе с футбольным союзом, вместе с председателем Виталием Мутко, они там чего-то намутили в очередной раз и хотят у нас, у рядовых болельщиков, отнять возможность бесплатного просмотра футбольных матчей”. Ну, на то он и президент, что всегда должен быть в белом и всегда же, как простой болельщик, защищать интересы других простых болельщиков и болельщиц.
     Если же переводить с президентского на русский, то слова Путина следует трактовать так: “Да ладно, россияне, не переживайте, будете вы смотреть свой посконный, родной, бесплатный футбол. Я сказал”.
     А вот вам задачка для первого класса. Есть коммерческая телекомпания “НТВ+”. И есть все остальное телевидение, для нас с вами пока что бесплатное. И еще есть наш российский футбол. “НТВ+” предложило 100 миллионов долларов за 4 года показа этого самого футбола, а все остальное телевидение не собрало и десятой доли этих денег. Вопрос: кому продаст права на трансляцию РФПЛ, то бишь Российская футбольная профессиональная лига? Ответ очевиден. Так оно, собственно, и случилось. Ничего личного, только бизнес.
     Но эта задачка для нормальной страны. В нашем же зазеркалье всегда на поверхность выходят нюансы. Нюанс №1, коммерческий. Наш бизнес никогда не был абсолютно частным. Он полугосударственный, со всеми вытекающими. Коммерческий канал “НТВ+” принадлежит “Газпрому”. Сама спутниковая телекомпания только недавно, после 10 лет существования, вышла в ноль и начала получать прибыль. То есть без субсидий “национального достояния” здесь явно не обошлось. Вот недавно тот же “Газпром”, но уже выступающий главным спонсором футбольного клуба “Зенит”, выделил 20 миллионов долларов на покупку питерцами игрока сборной Украины Тимощука. А это почти столько же, сколько стоит год показа футбольной Премьер-лиги на “НТВ+”. Сам же “Газпром” — компания с государственным контрольным пакетом, то есть прибыль свою он должен получать прежде всего в интересах государства, а значит, нас с вами, в том числе и болельщиков футбола.
     Нюанс №2, социальный. Бесплатный “Спорт” существует только у нас, в России. На Западе каждая трансляция футбольного матча имеет очень конкретную цену и в основном демонстрируется на платных каналах. Но Россия, как мы уже знаем, страна особая, здесь все держится на духе и слове (честном). И еще на телекартинке. Канал “Спорт” сделали бесплатным для того, чтобы дорогие россияне, сильно умаявшись от всех своих реальных трудностей и бытовых неурядиц, приходили вечером домой и прилипали к своему телеприемнику, где бурлят подлинные страсти и где можно хорошенько поболеть за наших ребят. То есть налицо тот самый социальный момент: сиди, смотри, болей, и будет тебе жизнь прекрасна. И теперь этой прекрасной жизни наших людей хотят лишить?!
     Не бывать этому! — сказал наш президент Путин. И это правильно. А коммерция-шмомерция подождет. Главное, чтобы народ был доволен. А потом не забыл пойти правильно проголосовать.
     
      А КАК У НИХ?
     В Австралии, где вообще-то и международные и домашние футбольные матчи можно смотреть как в бесплатной трансляции, так и на платных каналах, в 2005 году эксклюзивное право трансляции домашних игр высшей лиги получила группа спортивных телеканалов Fox Sports.
     В Аргентине компания Torneos y Competencias (TyC), созданная парагвайским бизнесменом Карлосом Авила, подписала в 1992 году соглашение с Аргентинской футбольной ассоциацией об эксклюзивных трансляциях матчей аргентинских футболистов. Практически все официальные матчи демонстрируются по кабельным каналам TyC Sports и TyC Max. У многих аргентинцев это соглашение вызвало раздражение — компанию обвинили в монополизме.
     В Великобритании чемпионат Англии по футболу среди команд высшей лиги по бесплатным каналам не показывают. Контракт с 2003 по 2007 г. на трансляцию игр английской Премьер-лиги стоил концерну BSkyB почти 2 млрд. долларов. Кубок Лиги также транслируется спутниковыми каналами. А бесплатно в Англии можно смотреть матчи сборной, а также избранные матчи Кубка Англии и Лиги чемпионов. В 1998 г. был запущен цифровой канал ITV Digital, подписавший некоторое время спустя 3-летний контракт с Английской футбольной лигой на 315 млн. фунтов на трансляции матчей первенства Англии и Кубка лиги. Но в 2002 году банкротство ITV Digital породило настоящий кризис в английском футболе, вызвав угрозу закрытия ряда клубов младших лиг. Из-за убытков канала его владельцы оказались в затруднительном положении, не имея возможности выплатить Английской футбольной лиге, чьим спонсором являлся ITV Digital, 178 млн. фунтов за телетрансляции матчей, остающиеся по контракту. Одностороннее прекращение выплат поставило под угрозу существование почти 30 футбольных клубов младших лиг, строивших свои бюджеты в расчете на получение денег от телевидения.
     Сходная ситуация сложилась в том же, 2002 году с футбольными клубами в Германии. Телевизионные станции, входившие в медиагруппу “Кирх-Медиа” (“Сат-1”, “Про-7”, “Кабель-1” и другие), получали огромные доходы от трансляции футбольных матчей. Из этих доходов формировались и гонорары 36 футбольных команд германских первой и второй лиги. Долги мюнхенского магната Лео Кирха, владевшего лицензиями на трансляцию матчей бундеслиги и предстоящих чемпионатов мира по футболу, составляли 6 млрд. евро. Банкротство “Кирх-Медиа” поставило под угрозу финансовое благополучие клубов. На этом фоне крупнейшие публично-правовые телеканалы Германии — АРД и ЦДФ — отказались финансировать спасение от банкротства медиаимперии Лео Кирха.
     В том же, 2002 году на полмесяца позже запланированного начался чемпионат Италии по футболу — и тоже из-за проблем с телевидением. Такое решение приняла Итальянская футбольная лига, чтобы дать возможность восьми клубам серии “А” и тринадцати серии “Б”, не заключившим до сих пор контракты на право трансляции матчей с платным телевидением, договориться о цене за показы матчей. При этом клубы запрашивали по 10 млн. евро, тогда как платные телеканалы предлагали половину этой суммы. Не лучше обстояло дело и с общественным телевидением РАИ, которое предлагало за трансляцию чемпионата сумму в 45 млн. евро, тогда как футбольная лига требовала не менее чем 89 млн. евро.
     
      НАШ ЭКСПЕРТ
     Виктор Папаев, знаменитый футболист “Спартака”:

     — Время идет, и его не остановишь. Конечно, это ударит по малообеспеченным слоям населения. Но реакция протеста была предсказуемой: мы же привыкли, что футбол — это “включаю и смотрю”. Футбол вынужден расти в цене. Выбор зрелищ у нас огромный. Конечно же, интерес к своему родному чемпионату у человека выше, чем к английской лиге. А тот это футбол или нет — спорить можно сколько угодно долго.
     Так уж повелось, что многие у нас вообще стремятся и на стадион пройти по “корочке” или через забор перепрыгнуть. Так тоже нельзя: мы же в магазин или в театр идем с деньгами!
     Но что-то теперь все равно изменится, поскольку вопрос взял под контроль лично глава государства и поручил первому вице-премьеру этим вопросом заняться.
     
      АНЕКДОТ ДНЯ
     Перевод трансляции футбольных матчей на спутниковый канал — незабываемый подарок женщинам России к 8 Марта.


Партнеры