Москвичка судится с ДЕЗом в Страсбурге

А наш суд решил, что жители могут... не платить за квартиру

  — Мы — семья из трех журналистов. Всю жизнь защищали других людей, не боялись воевать с большим начальством, включая министров и членов Политбюро. А когда нам самим понадобилась помощь… Стыдно сказать — оказались бессильными перед обычным ДЕЗом. Он стал для нас какой-то “Коза Ностра”, — говорит москвичка Марина Веригина. Ее история уникальна. В борьбе с ДЕЗом журналистка, имеющая юридическое образование, дошла до Страсбургского суда. Там ее жалоба принята к рассмотрению. Но самое интересное то, что на руках у Марины есть решение московского суда, из которого следует, что москвичи... вообще могут не платить за техобслуживание своих квартир.

Война в заливе

     Коммунальный триллер семьи журналистов длится долго. Аж с 1983-го (год основания их дома) их трешка на 6-м этаже 16-этажки на Печорской улице протекает. В 2003 году семья сделала в квартире ремонт. А 29 сентября того же года на потолке появились отметины: протекла квартира через этаж. Согласно акту авария случилась на трубопроводе ХВС (холодного водоснабжения), за который должен отвечать ДЕЗ.
     В Москве заливы нередки. Так что москвичам имеет смысл знать о существовании постановления Правительства РФ №491, где прописано, что является общим имуществом в многоквартирном доме (там есть и инженерные системы ХВС и ГВС). Чтобы их содержали в надлежащем состоянии, мы платим квартплату. Так что если вдруг протечет стояк или вентиль, вам их должны починить бесплатно (т.е. за те немалые деньги, что мы перечисляем на счет ДЕЗа за техобслуживание).
     В общем, комиссия тогда сделала вывод: провести ремонт за счет ДЕЗа. Но ремонта Веригина не дождалась, однако решила предотвратить следующий залив. 30 октября написала заявку, чтобы ДЕЗ проверил сантехоборудование в квартире №141 (прямо над ней) и “систему водоснабжения по всему кухонному стояку”. Что ДЕЗ по закону обязан делать дважды в год, а после разного рода катаклизмов — вообще в тот же день. По закону срок выполнения такой заявки — сутки. Но никто ничего не сделал.
     Марина в прямом смысле как в воду глядела. Именно в квартире №141 и рвануло уже 10 ноября. У соседей сорвало аварийный вентиль под мойкой в кухне. Веригина с семьей в то время была дома, ждали съемочную группу. Хотели снимать документальный фильм, а сняли потоп. Из вентиля хлестал кипяток, у соседей случились ожоги. По закону в таких случаях ДЕЗ должен был сразу же оповестить аварийную службу (срок ликвидации аварий на трубопроводах обозначен в документах — “немедленно”). Но ДЕЗ никуда об аварии не сообщил. И 45 минут искал слесаря.
     — Ко мне прибегала техник-смотритель и говорила: “Ни в коем случае не открывайте форточки, а то у вас помещение запарится”. А я воду ведрами выносила, — вспоминает Марина.
     Когда наконец пришел слесарь, обнаружилось, что аварийный вентиль в подвале (с помощью которого нужно было отключить стояк на 16 этажах) не работает. Пришлось отключать весь дом, что заняло около полутора часов. Этого хватило, чтобы испоганить всю трехкомнатную квартиру семьи журналистов. В нее втекло кубометра три горячей воды.

Фортели с вентилем

     В составленном ДЕЗом акте об аварии в системе ГВС в квартире №141 скудно описаны повреждения в квартире Веригиной: кухня, комнаты, потолки, двери, пол… Мебель, картины, бытовую технику не фиксировали (хотя обязаны были). И кто виновен, не написали. Веригина обратилась в Мосжилинспекцию. И главный орган, контролирующий жилищный сектор, составил акт: признать виновным ДЕЗ “Бабушкинский”. Потому что краник в мойке — это ответственность жильцов, а аварийный кран под мойкой — уже ответственность коммунальщиков. МЖИ выдала ДЕЗу предписание: до 1 марта 2005 года отремонтировать залитую квартиру.
     Ремонт требовался колоссальный, денег на него у Марины не было. Сначала она решила, что виноваты соседи сверху. Но что они могли сделать? Они даже не имели права поменять его сами (для этого требуется отключить воду на стояке, пойти в подвал, взяв ключ в диспетчерской). К тому же соседи сообщили, что вентиль им установили сотрудники ДЕЗа (имеются заверенные копии из журнала регистрации заявок и объяснительная слесаря). А потом Марина поняла: если бы ее заявку от 30 октября выполнили, аварии бы не случилось. А если бы сразу отключили воду в стояке, то квартира была бы почти цела.
     Обе пострадавшие квартиры были застрахованы по добровольной городской системе, обе семьи получили страховку. Веригиной страховщики заплатили 67 тысяч рублей с копейками. Если бы квартира “погибла” полностью, они получили бы по $300 за кв. м (при тогдашней рыночной стоимости 1,5 тыс. дол.). Но после того как Марина получила страховку, в ДЕЗе сообщили: на нее и делайте ремонт — мало ли что поручила нам Мосжилинспекция.
     Тогда Марина заказала независимой организации, которая разработала ГОСТы по оценке ущерба в РФ, отчет об убытках. Получилось, что ее ремонт в ценах 2004 года обойдется в 964 тысячи 68 рублей. После жалобы в префектуру ДЕЗ составил смету (по своим расценкам) на 100 с чем-то тысяч. Марина согласилась и на это: жить в развороченной квартире не было сил. К тому же и у Марины, и у ее мужа началась астма. Есть заключение из 11-й ГКБ, что астма Веригиной вызвана спорами грибков, которые оказались под полом. У мужа — та же история. Дочку-аллергика пришлось отселять на съемную квартиру.
     Для исполнения ремонта к Веригиным пожаловали хамоватые подрядчики. Поставили их перед фактом, что грузить материалы жильцы будут сами. И начали вымогать деньги. Веригина пожаловалась в управу и префектуру, подрядчики сказали “ах так!” и ушли. Доведенная до отчаяния женщина в январе 2005 года подала иск в Бабушкинский суд. 2 ноября 2005 года суд вынес решение: признать виновником залива ГУП ДЕЗ “Бабушкинский”. И постановил выплатить 267 тыс. рублей (стоимость ремонта по госрасценкам). В возмещении морального вреда суд отказал: мол, астма с заливом никак не связана. Но 16 февраля 2006 года Мосгорсуд отменил это решение под предлогом, что… верхние жильцы теоретически могли сами поменять вентиль.
     При новом рассмотрении дела Веригина потребовала защитить их права потребителей ЖКУ. Выбрала такую линию: ДЕЗ оказывает возмездные услуги ненадлежащего качества, допустил две аварии, не выполнил заявку, неправильно устранял аварию. 30 мая 2006 года судья Дубровин отказал истцам. Мотив довольно муторный, но москвичам имеет смысл в нем разобраться. Суть: вред произошел не из-за ненадлежащего исполнения договора об оказании услуг, поскольку… таковой не имел места между сторонами. То есть, поскольку между потребителями и ДЕЗом договора нет, оснований для взыскания убытков с ДЕЗа нет тоже. Мосгорсуд это решение утвердил.
     А теперь — внимание. Если между нами и ДЕЗами нет договорных отношений, то на каком основании мы им платим деньги? Таким образом, решение судьи Дубровина — прецедент в судебной практике и может стать основанием для вала исков от москвичей. У которых появилась законная возможность вообще не платить за техобслуживание квартир.
     — Мне отказано в компенсации вреда, который мне причинил исполнитель возмездных услуг. И которому я каждый месяц плачу. Но раз у меня нет с ним договора, я впредь могу не платить! И скоро буду подавать иск к ДЕЗу, что я 24 года незаконно платила ему за техобслуживание. По закону он должен мне вернуть деньги, — уверена Веригина.

Путин ДЕЗу не указ

     Отчаявшись, Марина обратилась к самому Путину. Из его аппарата пришел ответ: обращение направлено и в Росстрой, и Роспотребнадзор. Обе организации оперативно ответили. Рострой так: ДЕЗ является балансодержателем дома, вы исправно платите квартплату и ответственность за последствия аварии должен нести ДЕЗ. Служба Онищенко написала: ДЕЗ должен заплатить вам как исполнитель платных услуг, причинивший вам вред, независимо от того, состоите ли вы с ним в договорных отношениях. Но ДЕЗ “Бабушкинский” плевать хотел и на Онищенко, и на президента!
     Мосгорсуд оставил решение судьи Дубровина в силе, заявив, что за всей системой водоснабжения должны следить сами жильцы (решение от 19 сентября 2006 года). А какие слова на процессе говорились! Цитата: “Наши слесари вообще не обязаны заглядывать под ваши грязные мойки!” В деле появился некий лист №225 о том, что жильцы сами установили непроектный вентиль. Бумага без номера, числа, подписи да еще и изготовлена самим ответчиком.
     — Но на ее основании выносят решение. Проигнорировали президента, послали Онищенко! Я устала с ними бороться и сама установила, что этот лист — подлог. И не единственный! Я сообщила суду, что ДЕЗ не проводит осмотры дома, что должен делать дважды в год. И что же? ДЕЗ представил в суд акт о том, что осмотры имели место. Смотрю, а там — матерь божия! — подпись жильца, который умер 5 лет назад! Я написала заявление в прокуратуру, и прокуратура признала, что эти сведения не соответствуют действительности, — рассказывает Веригина.
     В октябре она написала в Страсбург. И уже в декабре ее жалобу приняли к рассмотрению. Марина считает, что ДЕЗ нарушил права ее семьи на жилище, на собственность (квартиру не продашь за ее реальную стоимость) и на справедливое судебное разбирательство. 16 декабря 2006 г. Европейский суд принял к рассмотрению жалобу “Веригина и другие против России”.
     — Недавно старушка из Питера отстояла в Страсбурге свое право сушить белье на чердаке, что ей запрещал ДЕЗ. И ей постановили выплатить 1,5 тысячи евро, — говорит Марина. — А я никакой суммы в жалобе не называла. Я хочу справедливости и нормального жилья, потому что мы с мужем умираем. К тому же я вошла в инициативную группу жильцов: мы хотим выбрать другую управляющую компанию.
     Кстати, тут тоже детективная история. В местной газете написали, что якобы все жители дома выбрали управляющей компанией ГУП ДЕЗ “Бабушкинский” заочным голосованием. Инициативная группа обошла всех собственников своего дома и убедилась: никто за ДЕЗ не голосовал. Об этом жильцы написали префекту СВАО Ирине Рабер. И потребовали не устраивать “заочных голосований”, а провести, как положено, общее собрание. И потребовали ответить, кому и на каких основаниях сдается весь первый этаж их дома.
     — Мы хотим сами выбрать способ управления домом. Мы и сами можем его сдавать его в аренду, а тех, кто нам не нравится, выгнать, — решительно настроены жильцы.
     На письмо г-же Рабер ответил глава управы Бабушкинского района. Смысл: кому хотим, тому и сдаем. А за Мариной... установили слежку.
     — Письмо из Страсбурга я получила вскрытым! А почтальонша призналась, что о каждом моем почтовом отправлении пишет докладные! — говорит Веригина. И продолжает: — Поскольку юридическая помощь гражданам дорогая, а ее качество низкое, я собираюсь оказывать бесплатную юридическую помощь всем людям, собирающимся обратиться с судебными исками к ГУП ДЕЗ Бабушкинского района.
     
     P.S. Буквально сразу после вынесения Бабушкинским судом решения о том, что ДЕЗ ни в чем не виноват, квартиру Веригиной опять залило по вине ДЕЗа. Согласно аварийному акту от 24 августа 2006 года причина залива — “течь сгона пожарного крана”. Вода текла в квартиру 17 (!) часов. А жильцы каждые 10 минут звонили в диспетчерскую. Жилинспекция СВАО опять установила вину ДЕЗ и обязала сделать ремонт. На что ДЕЗ сообщил, что слесарям “за неоперативное принятие мер по ликвидации аварии объявлены выговоры”. Как говорится, без комментариев.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру