Остановите СКУТЕРаСТА!

Подросткам хотят запретить кататься на мопедах — ради их блага

9 августа 2007 в 16:18, просмотров: 1545

О том, что ее 15-летний оболтус Миша купил скутер, Елена Сергеевна узнала лишь благодаря несчастью. Сын то и дело приходил домой в рваных брюках, несколько раз его коленки “украшали” синяки. Мама костерила подростка, но ни о чем не догадывалась. И вдруг — звонок из ГАИ. “Ваш ребенок попал в аварию. Нет, не его сбили — он сбил. Пешеход жив, но вам придется платить за лечение”.

С каждым годом на улицах Москвы появляется все больше юных лихачей на “велосипедах с моторчиком”. Одни копят целый год и потом тайком приобретают потрепанный мопед, другие “раскручивают” пап и мам на модный скутер последней модели. Одновременно на дорогах растет количество аварий, жертвами или виновниками которых становятся дети на мопедах. “МК” попытался разобраться, можно ли нашим подросткам доверять управление скутером.

Хорошо, когда у юного скутериста с дисциплиной порядок — на дороге как рыба в воде и правила соблюдает. Но, как показывает практика, среди молодежи больше лихих и отвязных водителей, нежели грамотных и аккуратных. Ребята игнорируют красный сигнал светофора, норовят протиснуться между двумя грузовиками или прошмыгнуть наперерез встречной машине. Есть вообще категория неуправляемых отпрысков. Недоросли накачиваются пивом и на полной скорости мчатся куда глаза глядят.

— Хотите знать, что вытворяют на дорогах малолетние? Выйдете ночью на какую-нибудь центральную улицу, например, на Ленинский проспект, и увидите, как они пьяные кучей разъезжают, — заявил “МК” один из завзятых байкеров Сергей, убежденный, что российским подросткам мопед противопоказан. — Скутер “пришел” к нам из Европы, где люди цивилизованные и умеют им пользоваться. А здесь — беспредельщики. Мы таких водителей называем “скутерасты”.

Для большинства мальчишек и девчонок (как, впрочем, и для взрослых) мопед — не транспортное средство, а игрушка. И покупается она для баловства. При этом подростки смутно представляют, что написано в Правилах дорожного движения, да и навыки вождения у них далеки от совершенства. Только в июне в Подмосковье 18 скутеристов, угодивших в аварию, получили серьезные травмы. По данным областного Управления ГИБДД, возраст пострадавших в основном 14—15 лет. И практически во всех случаях ДТП произошло из-за неграмотного управления мопедом.

Справедливости ради надо признать, что бывает и наоборот — юным скутеристам достается от безумных автомобилистов. И ни в чем не повинные дети оказываются на больничной койке с переломами. Порой случается немыслимое — как, например, в поселке Авсюнино Орехово-Зуевского района. Здесь в июне 12-летний скутерист попал под поезд. Рома оказался на рельсах в тот момент, когда надвигался товарный состав. Машинист не смог затормозить... Почему мальчуган не бросил мопед и не отскочил в сторону? Не успел, замешкался? А может, надеялся в последний момент завести внезапно заглохший скутер и уехать на нем с рельсов? Истинная причина пока остается тайной. В школе о Романе вспоминают как о хорошо воспитанном и разумном мальчике. А его родители терзают себя — зачем поддались на уговоры сына и купили ему скутер? Увы, взрослые не всегда задумываются о последствиях приобретения опасных игрушек. Некоторые дарят мопеды даже восьмилетним детишкам…

* * *

Гаишники называют скутеристов своей головной болью. Еще 4 года назад московские сотрудники Госавтоинспекции обращались в городскую Думу с предложением ввести в практику прием экзаменов и выдачу специальных удостоверений для скутеристов.

— Мы ничего не имеем против мотороллера и понимаем, что он очень удобен в применении, — сказал “МК” сотрудник пропаганды Управления ГИБДД Москвы Игорь Колосков. — Но многие скутеристы, особенно подрастающее поколение, не подготовлены к управлению им. Поэтому мы выступаем и за регистрацию мопедов, и за создание подготовительных курсов, по окончании которых скутерист знал бы правила и умел грамотно водить.

В свое время проект получил поддержку чиновников и его уже собирались претворить в жизнь, но оказалось, проект противоречит Федеральному законодательству. По правилам, регистрации подлежит транспортное средство, объем двигателя которого больше 50 кубических сантиметров. Мощность скутера ниже этого показателя, и потому ставить на учет его нельзя. Инспектора больше не предпринимали попыток поднять актуальный вопрос. Пока гаишники лишь возмущаются: “Если скутерист нарушает правила и покидает место аварии — как его искать, без номеров-то? Недавно на Рублевском шоссе была такая ситуация. Двое мальцов на мопеде хорошо помяли бампер иномарки, а потом как ни в чем не бывало уехали. Водителю (это была женщина) оставалось только развести руками”.

 
ИЗ ОПЫТА ЮНЫХ СКУТЕРИСТОВ

Леша, 14 лет:

— Я катаюсь на скутере уже почти год. Ни разу ни с кем не столкнулся. Иногда могу встать между двумя машинами, но никого не задеваю. Наоборот, меня один раз “девятка” чуть не переехала. А водители автомобилей все время что-нибудь нарушают.

Диман, 12 лет:

— Сначала, когда только учился, страшновато было ездить вместе со всеми машинами. Кажется, тебя собьют, и улетишь там… например, на остановку, где толпа. Ездил только по улицам, где мало народу и машин мало. Потом ничего, привык, даже в пробках стоял. А правила соблюдать нужно и каску надевать на всякий случай.

Стив, 16 лет:

— Существует некая война между водителями машин и мопедов. Мы — более увертливые, нам можно проехать в какой-нибудь пробке. А их это раздражает. Мы им типа мешаем и глаза мозолим. Они вообще нас ни за кого не считают!

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Президент коллегии правовой защиты автовладельцев, обозреватель “МК” Виктор ТРАВИН:

— Подобный законопроект скорее доведет до абсурда. Таким образом можно обязать получить права и других участников дорожного движения: велосипедистов, скейтбордистов, погонщиков лошадей и коров, пешеходов… И наверняка на этом законопроекте будет кормиться гвардия чиновников. Не исключено, что скутеристам (или их родителям) придется платить взятку, дабы получить специальное разрешение на управление транспортом. Можно ведь решить проблему иным путем. Например, сделать специальные дорожки, по которым будут передвигаться только скутеристы и велосипедисты.

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Директор мотосалона Вячеслав Первышев:

— Для несовершеннолетнего нужно покупать скутер с объемом двигателя 50 куб. см, который не сможет развить слишком высокую скорость. Более мощные мопеды детям лучше не покупать.

— Купив скутер, вы должны постоянно контролировать, соблюдает ли ваш сын или дочь технику безопасности. Для начала убедитесь в том, что ребенок надел защитный шлем, панцирь — специальный жилет (его еще называют “черепаха”) и прочее снаряжение.

— Неплохо было бы проверить юного скутериста на знание Правил дорожного движения. А также предупредить об опасных местах на дороге, по которым нельзя ездить (например, таких как рельсы или подземные переходы).

— Желательно, чтобы начинающий скутерист сначала покатался по двору или на какой-нибудь спортплощадке. Пусть приспособится к двухколесной машине, привыкнет к новому ощущению. Когда научится регулировать скорость и вовремя поворачивать, можно попробовать поездить на проезжей части.

 

Редактор интернет-журнала о скутерах Татьяна Прытина:

— Ребятам до 16 лет покупать мопед вообще не рекомендуется! Ну если уж купили, напомните детям об опасностях и неприятных сюрпризах, которые преподносят дороги. Самые аварийные места — перекрестки. И еще: остерегайтесь луж, особенно за городом. Неизвестно, какой глубины яма прячется под ними.

Детский психотерапевт, кандидат медицинских наук Наталья Кирилина:

— Если подросток обладает эмоционально-волевыми качествами, если он самостоятелен, контролирует себя (например, сам, без постоянных напоминаний выполняет уроки), то, конечно, у него больше шансов ездить без неприятностей. Нежелательно садиться за руль неуклюжим детям. Вообще, прежде чем покупать скутер, рекомендую показать ребенка психологу. Специалист побеседует с ним, проведет специальный тест, который определит, насколько правильно будет вести себя маленький водитель. Если вы хотите обойтись без помощи психолога, то советую поговорить с подростком о жизни и смерти. В переходном возрасте ребята обычно начинают интересоваться этой темой, а ненавязчивая беседа заставит его задуматься о своей безопасности.



    Партнеры