Выставить Все

19 августа 2007 в 15:39, просмотров: 647

В 2007 году запланировано проведение более 2000 торговых выставок почти в 70 городах России. Правда, большая их часть — около трети — проводится в Москве. Выставочной деятельностью занимаются сейчас сотни компаний. Конечно, среди них есть такие “монстры”, как “Экспоцентр”, “Крокус Экспо”, “Ленэкспо” и другие. Но таких немного — едва наберется десяток-другой. Большая же часть выставочных компаний — это мелкие и средние предприятия, устраивающие несколько выставок в год.

Участие в выставке для малых предприятий, как правило, достаточно затратно. Поэтому малым предприятиям эффективно и выгодно участвовать в крупных отраслевых выставках при условии, что они участвуют в рамках коллективного стенда или под коллективным брендом. “Когда готовится коллективный стенд, то малые предприятия представлены более выгодно, их готовят проводить переговоры и презентовать свою продукцию”, — говорит Кирилл Сыроежкин, генеральный директор международного центра деловых контактов “Дельконт”, входящего в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства Москвы.

Специалисты МЦДК “Дельконт”, который занимается организацией и проведением выставок с участием малых предприятий в Москве, в регионах и за рубежом, помогают малым предприятиям на всех этапах подготовки выставки от объявления о ее проведении до монтажа стенда. Помимо организации собственных выставок, МЦДК “Дельконт” обеспечивает включение коллективных или отдельных стендов, представляющих малый бизнес Москвы, в экспозицию крупных федеральных мероприятий, например таких, как международный форум “Высокие технологии XXI века”, форум-выставка “ГОСЗАКАЗ 2007”, форум “Малый и средний бизнес России”, Промышленная выставка в Ганновере.

Оказывают содействие малым предприятиям, желающим выставить свою продукцию, также и в Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства Москвы. Один из основных критериев отбора выставок — их социально-экономическая значимость для города. Объем финансирования того или иного мероприятия и может составлять от 20 до 100%.

Во сколько же обходится организация выставки предпринимателям, решившим зарабатывать на этой деятельности? Казалось бы, главное — умение договориться, с одной стороны, с владельцем площадки и заплатить за ее аренду, с другой — продать эти площади по максимально высокой цене потенциальным экспонентам. Эта дельта и составляет доход выставочной компании. Ни тебе вложений в инфраструктуру, ни дорогостоящего оборудования. Попробуем подсчитать доход. В России средний размер выставочного стенда — 10 кв. м. Выставка среднего размера (размещающаяся в одном зале) занимает примерно 1500 кв. м.

Примерная стоимость одного квадратного метра для экспонента — 110 долл. (в Москве и Петербурге она значительно выше, в регионах может быть существенно ниже). Итак, с одной выставки организатор “малой руки” имеет 165 тыс. долл. Причем на условиях предоплаты. Да, без вложения собственных оборотных средств, без налаживания какого бы то ни было производства. Вроде бы неплохо. Но эта арифметика требует серьезной корректировки.

Во-первых, из этих средств надо расплатиться с арендодателем — на это, по подсчетам специалистов, уходит до трети всей вырученной суммы. Сюда же надо приплюсовать затраты на строительство стендов, обеспечение пожарной безопасности, зарплату обслуживающего персонала и прочие “мелочи”, без которых выставка не может обойтись.

Если речь идет не о разовом мероприятии — “срубить” деньги и исчезнуть, а компания всерьез намерена заниматься этим видом бизнеса, она должна поддерживать жизненный цикл своего детища — выставка должна быть регулярной, не изменять тематику в течение нескольких лет, проводиться примерно в одни и те же сроки.

Для того чтобы на выставку приехали из других городов, регионов, а может, даже и стран, ее надо рекламировать. А это уже серьезные затраты. Для привлечения участников используется почтовая, факсовая и электронная рассылки. Первые две — серьезная статья расходов. Еще дороже стоят рекламные объявления в общей, отраслевой и специализированной прессе.

Но выставка состоит не только из участников, но и из посетителей — они узнают о ее проведении также из газет, журналов, радио и телевидения. Все это стоит не просто больших, а огромных денег. В зависимости от величины компании, выставки, региона и размаха рекламной кампании ее размер может варьироваться от 50 тыс. до 500 млн. долл.

Уважающий себя выставочник всесторонне подготовится в мероприятию — то есть отпечатает пригласительные билеты, планы выставки, каталоги, информационные листовки и так далее. Стоимость изготовления каталога колеблется от 60 до 250 руб. за экземпляр объемом 64—96 страниц. При тираже 1000 экземпляров затраты составят от 60 до 250 тыс. рублей.

Профессионалы знают, насколько важна так называемая рамочная программа — это форумы, конференции, круглые столы — для выставок промышленной направленности либо демонстрация моделей одежды, развлекательные программы для экспозиций, демонстрирующих потребительские товары. Хорошей “приманкой” для посетителей служат всевозможные презентации, конкурсы, вручение призов и так далее. Не стоит забывать, что организатор оплачивает также приемы, фуршеты, переговоры, пресс-конференции и тому подобное.

Медали, дипломы, памятные подарки, цветы — все эти приятные мелочи тоже оплачиваются из кармана организатора.

Конечно, использование всех этих инструментов маркетинга под силу лишь немногим, чаще крупным организаторам. Но и небольшие компании, как правило, используют тот или иной прием для привлечения как экспонентов, так и посетителей на свое мероприятие. В итоге расходы на организацию выставки стремятся приблизиться к доходам. Конечно, в самом начале мы не упомянули такой доход, как продажа билетов и регистрационный взнос, но даже при средней стоимости билета в 100 рублей и нескольких тысячах посетителей этот доход несопоставим с прибылью от сдачи в аренду площади. Получается, что сверхприбыли организаторов выставки и чрезвычайная незатейливость этого бизнеса — не более чем миф.

Международный
центр деловых
контактов “Дельконт”,
 786-89-53, 786-89-54.



Партнеры