Опять по пять

Шестидневку в школах отменят окончательно?

16 октября 2007 в 15:13, просмотров: 969

В столичном образовании намечается очередное новшество. Возможно, наконец-то отменят шестидневное обучение, которое существует в ряде учебных заведений столицы. Тогда ученики спецшкол, гимназий и лицеев получат возможность отдыхать, как и все “обычные” школьники, — два дня в неделю.

— Я беру этот вопрос (о пятидневке. — Авт.) в проработку, — заявила глава Департамента образования Москвы Ольга Ларионова.

Таким образом, столичные школы, возможно, вернутся к тому распорядку, который был в 1990-х годах, когда практически все средние учебные заведения города работали пять дней в неделю. Это было удобно всем — и ребятам, и родителям, и учителям. Но потом практически все спецшколы, гимназии и лицеи перешли на шестидневку. При этом руководство альма-матер ссылалось на указание сверху — якобы из Департамента образования Москвы.

Но, как выяснил “МК”, никакого приказа об обязательном переходе на шестидневку никогда не было. И не могло быть, потому что согласно закону “Об образовании” график работы каждого учебного заведения определяется педколлективом самостоятельно.

Другое дело, что нужно смотреть, по какому учебному плану работает данная альма-матер. Главное для любой школы (как суперпродвинутой, так и самой обычной) — соблюсти СанПиН (см. табл.). Если учебный план позволяет — занимайся пять дней в неделю, если часов больше нормы — задействуй субботу.

Гимназии, лицеи и спецшколы обычно выбирают для своих учеников максимально возможную нагрузку. Что понятно: во-первых, повышенное количество часов выгодно самим учителям. Больше уроков — больше заработок. Во-вторых, от количества предметов и часов зависит статус школы. Преподаватели гимназий, лицеев и пр. получают надбавку (15%) за “сложность”. Вот и стремятся директора всеми правдами и неправдами выбить для своей альма-матер статус повыше.

Поэтому при пятидневке им в СанПиН никак не уложиться. Скажем, для старшеклассников допустимая нагрузка — 36 часов в неделю. Если разделить на пять, получится 7—8 уроков в день. Заканчиваются занятия обычно в 15—15.30. Но ученику еще надо доехать домой, погулять, отдохнуть... А многие занимаются с репетиторами, ходят на подготовительные курсы, да еще нужно сделать домашние задания... К чему приводит перегрузка, всем известно: 90% выпускников российских школ имеют различные хронические заболевания. Поэтому, чтобы сохранить здоровье учеников и соблюсти СанПиН, гимназиям, лицеям и пр. приходится переходить на шестидневку.

“МК” решил выяснить, что думают по поводу введения пятидневки сами ученики, а также родители и учителя.

Выяснилось, что “великий и ужасный” СанПиН уже давно никого, кроме, пожалуй, директоров школ, не пугает и многие дети, а также учителя с радостью бы вернули себе еще один выходной в неделю.

— Сейчас школа работает по шестидневному режиму. Мы бы и рады перейти на пятидневку, однако СанПиН не позволяет это сделать, — призналась директор гимназии №1950 Татьяна Протасова. — Все-таки 7—8 уроков в день — это много. А при шестидневке к двум часам дня дети уже свободны, у них есть время для дополнительных занятий. Для 10—11-х классов у нас по субботам своего рода льготный режим — у них ведь начинаются всевозможные курсы и подготовительные занятия. Поэтому администрация решила освобождать от субботних занятий детей при наличии заявления от родителей и справки. В субботу мы не даем детям новый материал — шестой учебный день превратился в день консультаций, практик и тренингов. Я думаю, что преимущество шестидневки — небольшая ежедневная загруженность ребенка, а недостатки — один свободный день, за который дети  попросту не успевают отдохнуть.

Сами учителя по поводу введения пятидневки высказываются более конкретно.

— Казалось бы, при шестидневной системе дети должны больше отдыхать. Но получается, что в единственный выходной ребята не успевают отдохнуть, — уверена учительница начальных классов той же гимназии. — Я очень хочу вернуться к пятидневке. Нельзя забывать, что и все родители хотят чаще общаться с детьми, к тому же ребенку нужно время на чтение книг, походы в музеи и т.д. Да и учителям работать в субботу непросто — нам бы тоже хотелось проводить с семьей больше времени.

Ученики тоже не прочь перейти на пятидневку. “Я против шестидневного обучения, — категорично заявила 11-классница Света, — когда нас переводили на шестидневку, то обещали разгрузку расписания, но фактически этого не произошло. У нас по-прежнему столько же предметов, просто они теперь раскиданы на шесть дней”. “По субботам в школу почти никто не ходит, в классе сидит три человека. Ведь в нашей школе для 11-го класса по субботам свободное посещение, а у многих подготовительные курсы”, — говорит ее подруга Аня.

Ученица 10-го класса Даша однозначно заявила, что хочет учиться пять дней в неделю. “Я готова сидеть дольше, терпеть все 8 уроков, лишь бы иметь два выходных. И родители мои против шестидневки. Все равно у нас в субботу в школу ходят только те, кто живет рядом, и те, кому делать нечего”.

Родители тоже двумя руками за пятидневку. Бабушка сразу двух учеников гимназии — 4-классника и 10-классника, — представившаяся Татьяной Ивановной, считает, что при шестидневном обучении и дети, и учителя устают: “Уж лучше больше уроков в будни, зато два выходных”. Мама 4-классника Оксана Анатольевна тоже не против, чтобы ее ребенок учился пять дней в неделю. “Сын не успевает отдохнуть за воскресенье, по понедельникам очень тяжело встает по утрам. К середине недели, правда, оживает, а к пятнице опять еле просыпается”.

Но среди учеников и родителей были и те, кого шестидневка устраивает. Так, 6-классницы Даша и Варя сказали “МК”, что “учиться шесть дней в неделю не тяжело”. “По субботам у нас всего четыре урока. Но иногда поспать хочется или в гости сходить. Тогда родители пишут директору заявление, и в субботу мы отдыхаем”, — честно признались девочки. 

Ученица 10-го класса Эмма уверена, что шесть учебных дней все-таки лучше, чем пять. “А то придется весь свой график менять. У меня уже определенный ритм жизни выработался. К тому же, если тебе не хватает времени, то в нашей школе можно получить освобождение и не ходить по субботам”, — сказала девушка.

Так пять или шесть? “МК” приглашает читателей высказать свою точку зрения на вопрос: “Что лучше: пятидневка при большой ежедневной нагрузке или шестидневка при меньшей?”. Звоните в четверг, 18 октября, по тел. 781-47-01 с 14.00 до 16.00 или пишите по электронной почте sergeev@mk.ru.



Партнеры