Комета Холмса прибавила в весе на лету

Редчайшее событие произошло на днях в космическом пространстве

Комета Холмса, летавшая себе спокойно вокруг Солнца и особенно никого не интересовавшая, вдруг выкинула “номер” — всего за двое суток, с 24 до 26 октября, неожиданно выросла на 15 размеров. Астрономы тут же бросились анализировать необычное явление.

Эта комета была открыта еще в 1892 году американским астрономом Холмсом. Тогда она была яркой и имела 5-ю звездную величину. “Хвостатая странница” летала в поясе астероидов (между Марсом и Юпитером), огибая Солнце за 7 лет. За два века она немного “поистрепалась” и с 5-й звездной величины уменьшилась до 17-й (для определения размеров звезд принята обратная градация). Таким ее размер был вплоть до среды, 24 октября.

Когда же астрономы (открытие принадлежит японцам) взглянули на нее еще раз, уже в пятницу, то не поверили своим глазам. Комета Холмса нежданно-негаданно выросла до... 2-й звездной величины.

Как сообщили “МК” в Государственном астрономическом институте им. Штернберга, скорее всего небесная путешественница столкнулась с одним из своих спутников — каким-нибудь астероидом, в результате этого произошел сильный взрыв, яркость которого и была оценена по звездной размерной сетке. А вот в Санкт-Петербургском институте прикладной астрономии РАН есть другая версия случившегося. Ученые припомнили, что комета Холмса в 1968 году имела сближение с Юпитером, после чего у нее появились “аномальные негравитационные эффекты в движении”. Не исключено также, что имело место радикальное изменение в ядре кометы, которое произошло от столкновения с микрокосмическим телом. Ядро могло просто развалиться из-за ускоренного вращения.

Достаточно часто вспышки комет сопровождаются потом их развалом на более мелкие куски. Пройдет какое-то время, туман от взрыва рассеется, и ученые смогут за ней понаблюдать. Может оказаться, что комета Холмса уже не существует как единое целое. Такие аномальные изменения орбиты чреваты различными последствиями, в том числе и “переходом” на потенциально опасные для Земли орбиты.