Утром — дети, вечером — деньги

Непопулярные школы и вузы ждут трудные времена

17 февраля 2008 в 15:32, просмотров: 399

Коллегия Минобрнауки в пятницу подбила итоги четырехлетней работы нынешней команды и огласила ближайшие перспективы образования. “В целом сработано неплохо, — оценил работу своего ведомства Андрей Фурсенко. — Большая часть важнейших задач решена”.

Правда, на качестве профобразования работа министерства, как выяснилось, не сказалась: по словам присутствовавшего на коллегии первого вице-премьера Правительства РФ Сергея Иванова, работодатели по-прежнему жалуются, что их “единственная проблема — не нехватка средств, а отсутствие подготовленных кадров. По количеству студентов на душу населения Россия опережает весь мир. Тем не менее многие просто получают диплом, а по специальности никогда не работают. И в том числе те, кто учился за счет бюджета”, — отметил он.

А потому государство берет курс на перераспределение бюджетных мест между специальностями. “Планов (общего) сокращения бюджетных расходов по высшему образованию нет, более того — они будут увеличиваться”, — заверил Иванов. Однако учить за счет госбюджета гуманитариев — экономистов, юристов и педагогов — будут все меньше: спрос на них, по оценке Минобрнауки, не появится раньше 2015 года. (Количество бюджетных мест для педагогов, например, в 2008 году сократится на 5—7%, уточнил Фурсенко.) Государство испытывает острую потребность не в них, а в технарях, и прежде всего — в инженерах. Самыми востребованными, по оценке Минобрнауки, станут специалисты из области здравоохранения, строительства, приборостроения. Их-то бюджетный набор и увеличат за счет гуманитариев.

Ждут систему образования и другие новшества. В 2008 году завершается переход к сдаче Единого государственного экзамена в штатном режиме на всей территории России. Причем ЕГЭ, по словам Фурсенко, станет не только “пропуском на бюджетное место в вузе”, но и “условием возможности получать высшее образование”. Выпускники школ, не набравшие некого минимума баллов (судя по всему, министр имел в виду “тройку”), “не будут учиться ни на каких местах — ни бюджетных, ни платных”, — предупредил он.

Во-вторых, с 2008 года стартует эксперимент по предоставлению образовательных и сопутствующих (т.е. призванных покрыть расходы на проживание во время учебы) кредитов. За счет этой меры Минобрнауки надеется сделать высшее образование доступным для детей из малообеспеченных семей.

В-третьих, в 2008 году нацпроект “Образование” обогатится новым направлением — “Школьное питание”. После же 2008 года, уточнил Фурсенко, этот и остальные нацпроекты превратятся в Федеральные целевые программы.
Из других новшеств можно отметить усиленное повышение квалификации учителей во главе с директорами школ (в 2008 году из госбюджета на эти цели выделено 650 млн. рублей) и появление к 2010 году Образовательного кодекса.

А вот учебные заведения ждут трудные времена: их будут все меньше финансировать по смете и все больше — “в зависимости от результатов работы”. Большинство школ страны перейдут на финансирование по схеме “деньги следуют за учеником”. А к 2010 году, рассказал Андрей Фурсенко “МК”, закончится разработка нормативов для перехода на эту же систему финансирования начального, среднего и высшего профобразования. Тогда, по словам министра, “лучшие вузы будут получать больше, а тем, кто не может реализовать свой потенциал, придется либо перестраивать работу, либо создавать новые профили”.

По словам Фурсенко, “речь о закрытии вузов не идет” — новая схема лишь позволит значительно увеличить расходы государства на каждого бюджетного студента (в 2008 году они составляли 78 тыс. руб., а в 2004 году — 21 тыс. руб.). Тем не менее переход на эту схему среднего образования обернулся закрытием около 2 тыс. школ.



Партнеры