Живой труп застрелился

Гастроли Александринского театра в Москве

3 апреля 2008 в 16:53, просмотров: 1081

Театр уж полон. Ложи блещут. Посмотреть на гастроли знаменитой Александринки собрался полный МХТ. Валерий Фокин замахнулся на Льва нашего Толстого и поставил “Живой труп”. И вот результат — на фестивале “Золотая маска” спектакль выдвинут в четырех номинациях: режиссура, сценография, лучшая женская роль и лучшая мужская роль.

Все питерские театры похожи друг на друга солидностью, размахом и неким духом древности. Вот почему на московских сценах они словно не в своей тарелке. Однако сценография Александра Боровского в спектакле Александринки “Живой труп” будет смотреться выразительно где угодно. Многочисленные лестницы рассекают задник сцены — серовато-голубое небо. Лестницы витые, с узорчатыми решетками. По ним движутся темные силуэты. Благодаря игре со светом отчетливо видна каждая деталь. Настоящая гравюра начала ХХ века.

Итак, “Живой труп”! Пьеса была написана больше века назад. Но Фокин явно чувствует в ней проблемы современности. Так спектакль и поставлен: на середине пути от академизма классики к бодрому авангарду. С одной стороны, сцену вертикально пересекает… лифт. С другой стороны, чувства не имеют срока годности, и мучения главной героини Лизы (Марина Игнатова, актриса БДТ) “люблю — не люблю — опять люблю” очень всем понятны и остры в наши дни. За ее игру спектакль выдвинут на “Золотую маску” в номинации “лучшая женская роль”. Ее партнер Виталий Коваленко — кандидат на лучшую мужскую роль. Он играет Каренина — человека, мучительно влюбленного в “разведенную” Лизу. И ему все равно, что нравы общества это осуждают, он станет для нее защитником и опорой. Но никогда не станет ее первой — самой горячей — любовью. Только второй.

Фокин поставил ударение на роль Федора Протасова (Сергей Паршин). Он не пьяная скотина, он сознательно бежит от этой семьи, от этой благополучной жизни. Напомним, Протасов уходил в запои, супруга Лиза ему все прощала, а он однажды решил не возвращаться и инсценировал свое самоубийство. Лиза со спокойной душой выходит за Каренина, но все раскрывается, и Лизе с Карениным грозят суд и ссылка за двоеженство. Тогда Протасов, понимая всю безвыходность, убивает себя.

Спектакль намеренно нединамичен. Режиссер словно бы говорит: я никуда не спешу. Мои актеры ради физического действия не будут выписывать по сцене круги. Если уж цыганка Маша моет Протасову голову, так она будет мыть минут 10, не сходя с места и не произнося ни слова. И Лиза Протасова может бесконечно плакать, узнав о самоубийстве мужа. И суд будет длиться и длиться, после него все действующие лица будут стоять и стоять на площадке, обсуждать и обсуждать нечто только что случившееся, пока наконец не бабахнет выстрел. В этот миг зазвенят натянутые нервы зала. Аплодисменты.





Партнеры