Гости из фьючерса

Как заработать на росте мировых цен на сырье

Товарные фьючерсы представляют собой инструмент, позволяющий извлекать доход непосредственно из роста мировых цен на сырье. Помимо риска колебаний мировых цен покупатель фьючерса берет на себя и валютный риск.

Товарная арифметика

В последние годы словосочетание “рост мировых цен на нефть”, вероятно, стало столь же широко известным, как “2х2=4”. Но если что-то устойчиво растет, то из этого можно довольно просто извлечь доход: надо купить, подождать, пока вырастет, а затем продать. Однако для частного инвестора эти банальные соображения не работают. Ему ведь обычно не по карману физически купить цистерну нефти (а меньшими объемами ее не продают). К тому же расходы на доставку и хранение товара съедят всю прибыль.

Частный инвестор может получить свою долю пирога от растущей нефти косвенно, например, купив акции нефтяных компаний. Однако тем самым он принимает на себя риски этих компаний. А вдруг их зовут “Русснефть” и ЮКОС? В свое время акции этих эмитентов были в лидерах роста — и что с ними стало? Даже если исключить эти крайние случаи, риск покупки акций в том, что инвестор должен верить в эффективность менеджмента компании, ничего фактически не зная о внутренних процессах в ней.

Поэтому частному инвестору желательно иметь инструмент, который позволял бы получить доход непосредственно на росте цены товара. Таким инструментом во всем мире являются товарные фьючерсы — ценная бумага, контракт с обязательством поставки определенного количества товара в оговоренный срок. Например, обращающийся сейчас на РТС трехмесячный фьючерс на нефть UR-06.08 — это обязательство поставить покупателю—инвестору 1 баррель нефти сорта Urals к 15 июня 2008 года. А фьючерс GOLD-06.08 обещает поставку 1 тройской унции золота 999-й пробы к тому же числу. Обе бумаги являются трехмесячными, поскольку поступили в обращение 15 марта 2008 года, то есть за три месяца до поставки/погашения. Поэтому рынок товарных фьючерсов называют еще срочным или FORTS.

Ценные бумаги стоят денег. Например, указанный выше фьючерс на золото GOLD-06.08 стоил на РТС 29 апреля $885,70, затем 30 апреля он подешевел до $877,50, а 16 мая его цена была $900,5.  Это означает, что инвестор, купивший фьючерс 30 апреля, потерял бы более $8 за один день, но выиграл бы почти $15, если бы подержал бумагу две недели.

Биржевая цена фьючерса, как и все цены на бирже, определяется балансом спроса и предложения. Фьючерс — бумага срочная, поэтому игрокам фактически предлагается состязание в угадывании цены товара на момент окончания срока действия контракта. Есть игроки, которые полагают, что цена будет расти, они стремятся фьючерс купить. Но немало и тех, кто думает по-другому или им, например, срочно деньги нужны: они готовы эти бумаги продать. Торговая площадка (биржа) дает возможность встретиться тем и другим и в результате торгов определить средневзвешенную цену.

Формирование цены

Поведение игроков на срочном рынке определяется отнюдь не гаданием на картах или кофейной гуще. Прежде всего, перед глазами у них так называемая цена-своп. Своп — это фьючерс на тот же вид товара, только с поставкой немедленно: срок контракта равен нулю. Понятно, что чем ближе дата погашения более длительного контракта, тем ближе их цена должна быть к свопу (а в день погашения она ему просто равна).

Поэтому покупка фьючерсного контракта за несколько дней до даты погашения, как правило, не приносит инвестору ничего. Даже если цена на товар за это время вырастет, операционные расходы съедят всю прибыль. Кстати, когда говорят о “ценах на нефть на Нью-Йоркской фондовой бирже”, имеют в виду отнюдь не цену—своп, а цену 1-месячного фьючерса. С одной стороны, к свопу он достаточно близок, с другой — нефть надо еще привезти. Пока танкер с Ближнего Востока загрузится и доберется до берегов США, как раз проходит месяц. Поэтому мировая цена на нефть — это цена на то, что сегодня добыли из скважины, но еще не доставили потребителям.

Кроме цены-своп, игроки при выработке стратегии ориентируются на множество политико-экономических факторов. Например: “землетрясение в Сычуане, и связанные с этим опасения энергетического голода в Китае вызвали рост мировых цен на нефть”. В мировой торговле товарными фьючерсами как нигде проявляется глобализация.

Цены на российском рынке товарных фьючерсов строго следуют за мировыми. В этом нет ничего неправильного: при отклонении более чем на 2—3% последует волна спроса на товар с поставкой в Россию или, наоборот, из России. Поэтому, кстати, внутренние цены на бензин в России равны внутренним ценам в США, несмотря на то что Россия экспортирует нефть, а США импортируют. Биржевые торги выравнивают цены глобально.

Технические вопросы

Частному инвестору купить в России фьючерс довольно просто. Для этого надо найти брокера, который работает на РТС и конкретно на FORTS. Еще год назад компании, предоставляющие такие услуги частным инвесторам, можно было пересчитать по пальцам. И комиссии у них были весьма высоки ввиду отсутствия конкуренции. В настоящее время ситуация серьезно изменилась: почти каждый крупный брокер дает возможность частному инвестору работать на FORTS, а брокерские комиссии опустились на средний уровень по другим сделкам. Частному инвестору просто не нужно стесняться спрашивать (а при необходимости и требовать). Далее брокер открывает инвестору на FORTS специальный счет, инвестор вносит средства и начинает торговать, то есть отдавать приказы брокеру на покупку и продажу. Торги проводятся ежедневно, а их результаты можно увидеть на сайте РТС.

В специфике работы на FORTS частному инвестору необходимо усвоить понятие вариационной маржи. Как было показано выше, товарные фьючерсы могут за достаточно короткое время резко дорожать и дешеветь. Поэтому на рынке FORTS существует клиринговая палата. Если фьючерсы подорожали, она доплачивает владельцам фьючерса разницу (вариационную маржу). Если же бумаги подешевели, биржа требует доплаты с владельцев контрактов.

Чтобы не беспокоить участников торгов каждый день, клиринговая палата резервирует вариационную маржу в момент входа на рынок, то есть в момент покупки контракта. Вариационная маржа составляет 10% от цены контракта при покупке. Распоряжаться этими средствами в ходе торгов инвестор не может, они к нему вернутся, только если он продаст контракт. Или не вернутся, если в ходе торгов фьючерс сильно подешевел и средства потеряны. Кстати, если 10% не хватает для покрытия убытков, клиринговая палата имеет право принудительно закрыть позиции, то есть продать фьючерсы, принадлежащие инвестору.

Частному инвестору необходимо помнить, что товарные фьючерсы — рискованные и спекулятивные бумаги. Выиграть можно много: например, фьючерсы на нефть Urals на FORTS только за апрель подорожали на 10,9%. Это доходность более 100% годовых, между прочим. Но и проиграть можно немало: в том же апреле фьючерсы на золото на FORTS подешевели на 4,3%. Или на более 40% годовых из кармана. Так что нервы у инвестора должны быть достаточно крепкими.

Кроме того, инвестор несет и валютный риск: цены на товарные фьючерсы на FORTS фиксируются в долларах США. А рубль, как известно, укрепляется. И его укрепление может уничтожить долларовую доходность или, по крайней мере, существенно сократить ее.

Проблема ликвидности

Помимо обычных проблем и рисков, на российском рынке товарных контрактов имеется своя специфика, довольно неприятная для частных инвесторов. Дело в том, что все контракты FORTS расчетные, а не поставочные. То есть реального товарного покрытия у этих бумаг на сегодняшний день нет. Да его и не может быть: Москва — не Чикаго, где у чикагской товарной биржи целый комплекс огромных складов с реальной товарной массой.

В результате на российском рынке отсутствует как класс такая категория участников, как производители товара. В результате на бирже присутствуют только спекулянты, пытающиеся продать друг другу бумаги без товарного покрытия. С нефтью и золотом — еще получается, поскольку на FORTS присутствуют (особенно в последнее время) западные игроки, хеджирующиеся в том числе и в России. На сахаре, зерне и дизельном топливе (эти фьючерсы также торгуются на РТС) — не получается, потому что нет возможности выйти в реальную поставку товара.

Возникают проблемы с ликвидностью, когда инвестор не может продать контракты ввиду полного отсутствия спроса на них. Именно с ними связаны неудачи при запуске нефтяной биржи в Санкт-Петербурге и зерновой в Краснодаре. Инвесторов слишком мало, они туда просто не пришли.

Отметим, что срочный рынок динамично развивается. Например, контракт на дизельное топливо уже афишируется как поставочный. Успехи последних двух лет (создание на РТС полноценной клиринговой палаты, запуск новых инструментов) уже привели к тому, что рынок стал интересен для частных инвесторов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру