Пушкин и Глинка прыгнули с парашютом

Премьера в театре Станиславского

Новый спектакль, премьеру которого сыграли в Драматическом театре имени Станиславского, способен ввести в шоковое состояние консервативного меломана. Еще бы: святая святых, опера Глинки “Руслан и Людмила”, основа классического русского репертуара, сыграна и спета драматическими артистами! Режиссер Татьяна Ахрамкова и автор сценической версии Екатерина Кретова в спектакле “Мученики любви” явно решили подорвать академические устои, замахнувшись не только на Михаила нашего Ивановича, но даже и на самого Александра нашего Сергеевича.

Опыт актерской оперы на тему “Руслана и Людмилы” Пушкина и Глинки — таков жанр. Такой опыт на московской сцене был лишь однажды: когда Кристоф Марталер привез в Москву спектакль “Прекрасная мельничиха”, основанный на вокальном цикле Шуберта. Ортодоксальные музыканты хватались за сердце: весь цикл пели-играли драматические артисты без признаков академической вокальной школы. Создатели “Мучеников любви” столь же решительно сбросили с Глинки традиционный покров оперной стилистики: арии, хоры и ансамбли поются актерами, некоторые из которых даже не знают нот.

Все тексты адаптированы. Вроде бы звучит музыка Глинки — но как-то иначе, не хрестоматийно, вроде бы артисты произносят слова Пушкина, но и они тоже обретают свежий смысл. В сюжет добавлена новая линия. Три языческих бога, Лель, Перун и Лада (яркие актерские работы Юрия Дуванова, Николая Трифилова и Нины Фирсовой), затевают опасную игру с жизнями людей, полную похищений, коварств, злодейств и даже летальных исходов. Правда, смерти не вполне смертельные: живая вода старца Финна (финский акцент Владимира Сажина придает персонажу пикантность), лихо отрекламированная в очень смешных рекламных вставках, способна вылечить любые травмы, даже божественные. Иронично-эротическая история Пушкина в этом прочтении приобретает шекспировские мотивы, музыка Глинки сеет лирику и меланхолию, а декорации Станислава Морозова вместе с впечатляющими костюмами Ники Барабаш предлагают зрителю приятную глазу картинку.

Артисты играют с невероятным увлечением: жанр настолько необычен, что работа в нем сродни прыжку с парашютом в одной десантной бригаде с Пушкиным и Глинкой. Исполнители лирических ролей — Анастасия Головина (Людмила) и Евгений Вальц (Руслан) — обладатели прекрасных, хотя и не оперных голосов. Они отлично справляются со сложными глинкинскими ариями, при этом “мотивируя” каждый свой шаг по канонам драматического театра. Каждый образ — это моноспектакль. Восточный красавец Ратмир (Вартан Даракчян). Воинственный неврастеник Рогдай (Александр Милосердов). Маргинальная Голова (Владис Гольк), поющая свой рассказ на мотив романса “Не искушай меня без нужды”. Очаровательно-гротескная Наина (молодая актриса Светлана Гольдман мгновенно превращается из дряхлой старухи в сексуальную обольстительницу). Экзотичный Черномор (Александр Строев). Комментируют всю эту комедию Кот (Константин Богданов) и Баян (Олег Осипов) с настоящим баяном. Все поют в живую и под живой оркестр, состоящий из акустических инструментов.

Полный приколов и режиссерских фишек, спектакль “Мученики любви” может развлечь и бесхитростного зрителя, и любителя хорошей музыки, и ценителя поэзии благодаря искусной работе со стихотворным текстом. А склонные к “высоким материям” найдут здесь тонкую и печальную провокацию для размышлений на тему: “Судьба играет человеком, а человек играет на трубе…”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру