В Неаполе большая арт-чистка

Берлускони спас первый всеитальянский фестиваль

Мало какой фестиваль имеет такую историю, как тот, что сегодня проходит в Неаполе. Можно сказать, что он родился на помойке, как подкидыш, выброшенный от чужих глаз беспутной матерью. Причем помойка — это не образ, а очень конкретные и большие кучи нечистот. Они стали декорацией к первому театральному фестивалю в Неаполе — прекрасном городе с видом на Везувий.

Сегодня Неаполь утопает в солнце (38° по Цельсию) и своих исторических красотах. Здесь узнаваемо все — как в фильмах итальянских неореалистов. Узкие горбатые улицы, лестницы, высокие красивые дома, а между ними на веревках — белье, вывешенное на всеобщее обозрение. Причем независимо от категории и дороговизны дома — всюду сверкают простыни, чьи-то подштанники. Толстые женщины, усатые мужчины, сердитые на вид, даже когда они объясняют, как пройти, ну, например, в Яичный замок.

Замок — это вообще-то крепость на набережной Санта-Лючия, с легендой, что отсюда и пошел Неаполь. Его как будто построили на яйце, и если яйцо откопать, то город рухнет. Он действительно чуть не рухнул, но не от яйца, а от мусора. А точнее, чуть не задохнулся. И так началась история первого всеитальянского театрального фестиваля.

— Когда месяц назад мы приехали сюда и стали искать площадку для спектакля, то решили: вряд ли здесь можно вообще что-либо играть, — рассказывает известный французский режиссер Эмануэль Демарси-Мата. — Даже в самом центре у оперного театра, самого старого в Европе, валялся мусор. И машины петляли вокруг куч. Вонь стояла такая, что мы пожалели, что у нас нет противогазов.

Ситуацию спас Сильвио Берлускони. Раз в две недели он приезжал в Неаполь и лично следил за тем, как армия вывозила мусор и закапывала его на окраинах города. Так что к 1-ому фестивалю город почистили. Сейчас фестиваль чрезвычайно гордится своей статистикой, а именно: 30 компаний из 15 стран вот уже третью неделю играют на разных площадках города. Причем это не только спектакли, но и перформансы, видеоинсталляции, танец, опера.

Первым директором новоиспеченного фестиваля стал Ренато Куалья, раньше курирующий программы биеннале в Венеции. Он рассказывает мне, что когда его принял мэр Неаполя, то сходу объявил: “У нас анархия, можешь здесь делать все что угодно. И если кто-то от тебя требует соблюдения правил, значит, он не хочет с тобой работать”.

Правила? Только не в Неаполе! Здесь можно ездить поперек движения, бесконечно сигналить, переругиваться или перешучиваться, высунувшись из окна авто. А также ездить на одном мотоцикле (без коляски) всем семейством — отец за рулем, перед ним двое детей, а сзади к нему прижимается жена-толстушка. Фестиваль тоже играет по неаполитанским правилам, что ему только на пользу. Он захватил все, что можно, — Яичный замок, порт, исторический центр города и даже святая святых — монастырь Святого Мартина, что величественно возвышается над всем городом. Здесь, в сердце католического ордена Черрези, известного своим запредельным аскетизмом, пять женщин (!!!) играют историю великого соблазнителя, распутника и грешника — Казановы. Причем играют во дворике, где находится братская могила монахов, но такое соседство не считается здесь кощунственным. Напротив, “Пять историй Казановы” пользуется таким успехом на фестивале, что назначили еще два дополнительных спектакля.

Новый фестиваль делает ставку на копродукцию — это когда несколько стран или фестивалей объединяют свои усилия по производству спектакля. Здесь есть рекордсмен — спектакль “Индиго”, который создали театралы шести стран. Франция (парижский театр “Делявиль”) скооперировалась с Португалией (национальная драма) и сделали неожиданную постановку “Бесплодные усилия любви”. Автор — Эмануэль Демарси-Мата, ставший в этом году самым молодым артистическим директором парижского театра: ему всего 37 лет.

Бюджет фестиваля — 8 миллионов евро, и это примерно столько же, сколько стоят крупнейшие и авторитетные фестивали мира — Авиньонский, Эдинбургский, наш — Чеховский. И судя по тому, с каким успехом и интересом проходит первый неаполитанский фестиваль, он имеет все шансы занять серьезное место на театральной карте мира.

Неаполь—Москва.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру