Лекарство от проигрыша

Сколько медалей недосчиталась российская сборная из-за чиновничьей волокиты?

Над причинами нашего относительного провала на Олимпиаде в Пекине бьются не только тренеры, спортсмены, чиновники… Ломают головы и ученые. В чем феномен китайского чуда? Какие таблетки принимал американский рекордсмен Майкл Фелпс? И почему не взяли в сообщники науку наши олимпийцы? Первый сенсационный вывод уже сделан. Как выяснил “МК”, наша копилка золотых медалей была бы куда увесистее, если бы помимо усиленных тренировок российские спортсмены своевременно принимали биоактивные добавки, повышающие выносливость. Так считают ведущие специалисты по медико-биологическим проблемам в спорте.  “МК” попытался разобраться в этом парадоксе, побеседовав с российскими врачами, чиновниками и разработчиками препаратов.

Ну не верю я в то, что Майкл Фелпс мог взять 8 золотых медалей, питаясь, как он говорит, исключительно пиццей и хот-догами. Пицца эта скорей всего была не простой, а с начинкой. Для поддержания организма в жестокой борьбе за пьедестал многие спортсмены уже давно используют различные фармпрепараты.

Кто-то глотает безвредные вещества растительного происхождения, которые являются разрешенными медицинской комиссией МОК и Всемирным антидопинговым агентством, кто-то все еще продолжает баловаться допингом. Где проходит грань между допустимым и запрещенным? Как стимулируют ученые наших спортсменов?

Китайское чудо

Многие медики и все, кто отвечает за подготовку команд, скептически высказываются по поводу ряда результатов, которые демонстрировали в Пекине олимпийцы. И в первую очередь это касается китайской тяжелой атлетики. Ладно бы счет шел на граммы, но когда разница в рывках у спортсменки составляет сразу 6 кг… По мнению самых маститых специалистов, речь здесь однозначно идет о действии сильнейших анаболических средств. Непонятно только, как китайцам удается обвести вокруг пальца антидопинговое агентство? Может, комбинации натуральных травок да порошочков обеспечивает им успех?

— Наслышаны мы о методах ТКМ (традиционной китайской медицины), даже на наших спортсменах в институте в течение двух лет их испытывали, — говорит замдиректора ВНИИ физкультуры и спорта по медико-биологическим вопросам Сергей Португалов. — И заявляю вам абсолютно достоверно: никаких сверхъестественных качеств от их растительных смесей да медвежьей желчи не появляется. Да, легкие виды недомоганий они победить могут. К примеру, мы используем ТКМ, когда надо снять у спортсменок предменструальный синдром, и не более. Так что все это сказки — насчет главенствующей роли цветочков и корней. Может быть, китайцы как-то иначе их принимают, знают особые методики…

Кто подставил российских стрелков

А чем же могут ответить наши ученые? По словам замдиректора ВНИИФК, благодаря спецдобавкам, которыми отечественные умы снабдили сборную, ни один российский спортсмен не пожаловался в Пекине на тяжелый климат, жару и нехватку кислорода. Но было бы еще лучше, если бы до них в полном объеме дошли еще три недопинговых препарата, разработанных учеными по заказу Росспорта. К примеру, серия специализированных напитков, задерживающих жидкость в организме, — при повышенной влажности это очень важно. Еще одна биодобавка, в два раза повышающая энергетические возможности организма (первоначально бактериальную культуру готовили для космических нужд, а потом заметили, что она может пригодиться и спортсменам). И наконец, антистрессовое средство, разработанное Институтом молекулярной генетики РАН.

— С последним продуктом результаты наших стрелков были бы не столь плачевными, — говорит Португалов. — Все, что надо было сделать с нашей стороны, а именно: испытать и дать рекомендации о применении, — мы сделали. Дальнейшая же судьба наших препаратов, увы, неизвестна.

“МК” созвонился с одним чиновником в Росспорте (он пожелал остаться неизвестным), чтобы узнать, долетели ли российские препараты до Пекина? И — о чудо! Нам ответили, что в китайскую столицу все-таки прибыла небольшая партия, около 30 коробок с биодобавками, имеющими антистрессовое действие. Что же, поделим ее на общее количество участников. Это же мизер! К тому же, по мнению спортивных врачей, для того чтобы таблетки принесли толк, надо примериться к ним. По скольку пить, в какой дозировке? Каждое средство должно быть индивидуально проверено на каждом спортсмене еще на родной, российской базе. Но у нас этим не занимаются — нет приказа сверху.

Предатели от фармакологии

А еще нашим чиновникам не хватает элементарного патриотизма. В кулуарах спортивного ведомства до сих пор не могут забыть нехорошую историю про то, как один наш представитель сдал ВАДА фенотропил (или карфедон). Это великолепное ноотропное средство, мобилизирующее человека в стрессовых ситуациях, в течение нескольких лет разрабатывалось в Институте медико-биологических проблем РАН. В 1992—1997 годах его внедрили сразу в несколько команд. И вот некий карьерист, которому пообещали место в том самом антидопинговом агентстве, чтобы отличиться перед будущими товарищами, взял и выдал секрет родной российской сборной. Фенотропил тут же внесли в список запрещенных препаратов, посчитав его допингом. Хотя, по мнению разработчиков, это совершенно безвредный препарат, не дающий никаких побочных эффектов.

Такие примеры, по мнению ученых, демонстрируют нашу абсолютную беспомощность перед ВАДА.

— Хоть бы раз руководство созвало конференцию и рассказало врачам всех сборных команд, какие средства можно принимать перед стартами, — сетует Португалов. — Задало бы открыто вопрос китайским представителям: “Какими же все-таки травками подпитываются ваши спортсмены?” И тогда всем все стало бы ясно. Или вот американские пловцы еще удивляют. Видишь ли, по 12 тысяч (!) килокалорий в день они съедают. Это на кого же рассчитаны такие небылицы? Врачам-то ясно, что такого количества еды ни один желудок не выдержит — лопнет.

Что дальше?

Анекдот от Португалова. Проводится Олимпиада 2060 года. На помост выходят два спортсмена в компании с личными докторами и тренерами. Звучит свисток арбитра, и начинается бой… Первыми выступают тренер и врач спортсмена из синего сектора, рассказывают,  по какой методике они готовили своего подопечного. Игроки из красного сектора стоят, уныло повесив головы, — их средства значительно уступают. Звучит свисток судьи — “бой” окончен — безоговорочно победили синие.

Такой расклад событий в будущем может вполне стать реальностью, если спортивные чиновники не договорятся на высшем уровне о том, что надо открывать друг другу хотя бы общие направления дополнительной стимуляции спортсменов разрешенными, не допинговыми препаратами. Таким образом, олимпийцы будут соревноваться в более или менее равных условиях, год от года повышая свой потенциал и демонстрируя всему остальному человечеству резервные возможности гомо сапиенса. В противном случае спорт попросту умрет.

АНЕКДОТ ДНЯ

— Китайцы на Олимпиаде столько медалей отхватили, и как только это у них получилось?
— Просто у них главный — самый крутой тренер в мире.
— Кто же это?
— До Пинг.

МИРОВЫЕ РЕКОРДЫ НА ОЛИМПИАДЕ-2008

400 метров комплексным плаванием — Майкл Фелпс (США) — 4 минуты, 3,84 сек (-1,41 сек.);

200 метров вольным стилем — Майкл Фелпс (США) — 1 минута, 42,96 сек. (-0,9 сек.);

Заплыв на 100 м на спине — Аарон Пирсол (США) — 52,54 сек. (-0,35 сек.);

Плавание 4х200 — США (Майкл Фелпс, Райан Лохти, Рикки Беренс, Питер Вандеркэй) — 6 минут 58,56 сек.;

Тяжелая атлетика у женщин до 69 кг — Лю Чунхун (Китай) — 286 кг (+5 кг);

Плавание 200 метров на спине — Райан Лохти (США) — 1 минута 53,94 сек. (-1,62 сек.);

Плавание 4х100 — США (Аарон Пирсол, Брендан Хансен, Майкл Фелпс, Джейсон Лезак) — 3 минуты 29,34 сек.;

Стипль-чез (3000 метров с препятствиями) — Гульнара Галкина-Самитова (Россия) — 8 минут 58,81 сек. (-3 сек.);

Прыжки с шестом (женщины) — Елена Исинбаева (Россия) — 5,05 м (+0,01 м);

Тяжелая атлетика (юниоры, до 56 кг) — Лун Цинцюань (Китай) — 292 кг;

Плавание 200 метров баттерфляем — Лю Цзыгэ (Китай) — 2 минуты, 4,18 сек. (-1,22 сек.).

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру