Что такое карнавал — знают все. Кто такая карнавалеска — единицы. А именно от них — горячих карнавалеско и карнавалески — зависит успех будущего карнавала. На днях в Москве побывала известная на всю Бразилию карнавалеска Роса Магальяэс. Она приехала по приглашению “Чехов-феста” и за четыре дня успела промерзнуть и присмотреть место для своего карнавала. А также рассказать обозревателю “МК”, из чего делается самый знаменитый карнавал мира.
Роса Магальяэс — маленькая, полная, немолодая особа с низким прокуренным голосом. Горящие глаза и выразительная жестикуляция - настоящая бразильянка. Она получила художественное образование и много лет в своей школе самбы готовит представления для карнавала.
— Важна идея, — говорит Роса. — Это она диктует мне сюжет, музыку, танцы. Идея последнего карнавала была такая — представление в честь 200-летия приезда в Бразилию императорской португальской семьи, которая бежала от нашествия Наполеона. С приездом короля началась коммерция, открылись порты. Словом, началась жизнь. Это реальная история.
Мадам карнавалеска рассказывает, что костюмированную семейку короля она погрузила на аллегорическую повозку вместе со свитой. Три с половиной тысячи человек.
— Это артисты?
— Нет, что вы! Это волонтеры. Никакого кастинга не существует. В карнавале нет никакого деления на публику и участников. Вот Хуанов и Марий у нас было великое множество. А Наполеона играл мой сосед — он врач. Представляете, оказался настолько удачным диктатором, что, когда его увидели на карнавале люди из правительства, его позвали в нашу столицу — Бразилиа, где проводился фестиваль Бразилия—Франция.
— А деньги вы платите участникам?
— Нет. Это праздник. Это добровольно.
— Если на самбодром вы выводите 3,5 тысячи человек, сколько же их обслуживают?
— Примерно 400.
— Используете ли вы для шоу компьютерные технологии?
— Ставка делается на живое участие, это ценится. Мои живые истории выезжают, как я вам и говорила, на аллегорических повозках. Для этого мы берем автобусы, разбираем их до остова. Наращиваем в длину и ширину и, если требуется, еще добавляем колес. Ведь наши представления очень тяжелые.
— Какая история будет у карнавала-2009?
— История самбы.
— Вы не устали от вечного праздника?
— Нет. Мне кажется, люди должны заниматься тем, что они умеют и любят. А я умею делать праздник. Это самое эфемерное искусство из всех существующих.
Роса Магальяэс исколесила пол-Москвы в поисках площади или широкой улицы, где в 2011 году она устроит свою Бразилию в Москве. По ее мнению, это может быть все что угодно, лишь бы не узкая улица, подобная Тверской.
— Там такие высокие дома, что улица выглядит как труба. Нужно открытое пространство и много воздуха. Мне бы очень хотелось, чтобы наше карнавальное предприятие вместе с Чеховским фестивалем получилось.