Оставят ли школы без интернета?

Препятствия на пути образования школьников

Год назад в России было объявлено о полной интернетизации школ. Однако в новом учебном году огромная часть российских школ останется без Интернета — региональные власти отказывают в финансировании доступа школьников во Всемирную паутину, а федеральные чиновники не торопятся решать проблему.

Год назад о подключении всех российских школ к Интернету было объявлено с большой помпой. Еще бы, в сроки выполненный проект федерального масштаба — такое в нашей стране случается нечасто. Пятьдесят три тысячи (!) средних учебных заведений во всех регионах, включая малокомплектные сельские школы, давно переставшие верить в чудо и ждать лучшей жизни, были оснащены компьютерной техникой и доступом в Интернет. В школах, где порой и отопления-то не было, появился Интернет! Усилиями Минобразования и Минсвязи продумано было все: комплекты техники, программное обеспечение, консультации по установке и работе компьютеров. 

Пресса строила планы о том, как изменится жизнь средней школы в России. Как в самом захолустном поселке появится шанс выйти на специально разработанные Минобрнауки образовательные ресурсы, впервые на деле, а не на словах получив доступ к современным знаниям и качественным учебным материалам наравне с успешными городскими гимназиями и лицеями. И по отзывам из российских школ, глобальная инициатива властей, может быть, впервые в российской истории получила такой положительный отклик от учителей, родителей и детей.

Предполагалось, что первые два года трафик финансировать будет федеральный центр, после чего финансирование должно пойти из региональных бюджетов. Однако в июле этого года на Госсовете в Петрозоводске выяснилось, что региональные власти платить не готовы. Более того, как оказалось, уже в мае финансирование трафика из федерального бюджета стало притормаживаться. На уровне профильных министерств стали звучать тревожные “звоночки”. В том смысле, что тема школьного Интернета уже их как бы и не касается.

За это время в стране изменилось многое. Обновилась высшая исполнительная власть в стране, обновился кабинет министров — и прежнего запала как не бывало. Если раньше за приоритетными национальными проектами следили, затаив дыхание, то сегодня о школах с новенькими компьютерными классами попросту забыли.

Конечно, не все губернаторы делают вид, что проблема их не касается. Вроде бы готовы финансировать “школьный” Интернет (по крайней мере, на словах) губернаторы Воронежской, Кировской, Сахалинской, Тверской, Ярославской и Мурманской областей, Камчатского края и Республики Калмыкия. Но есть и другие регионы, где пока что нет никакой определенности с финансированием доступа — Белгородская, Брянская, Ивановская, Костромская, Курская, Липецкая, Омская, Орловская, Самарская, Саратовская, Читинская области, и это список не полный.

Самим школам, учителям и экспертам от образования и науки необходимость интернетизации очевидна.

Сама идея развивать в стране всеобщую компьютерную грамотность, вовлекая в процесс всех детей вне зависимости от достатка и места проживания, родилась не сама по себе, в отрыве от реальности. Это первый и главный шаг на пути формирования в России информационного общества — общества равных возможностей, где не на словах, а на деле всем гражданам равно доступны качественное базовое образование, информация, общении — все то, что помогает человеку выстроить собственную судьбу.

Если это благое начинание будет похоронено, с ним в очередной раз — и, быть может, уже навсегда — будет похоронена идея вырастить в нашей стране хотя бы одно свободное, сильное, грамотное поколение Но, похоже, что статистику загубленных светлых идей в скором времени пополнит самый, пожалуй, интересный и важный для государства проект  — с детства приучать быть частью единого информационного пространства.

А вместе с этим поколением мы потеряем и то, за что сегодня — по крайней мере, на словах — так отчаянно боремся: развитие высокотехнологичного и наукоемкого производства в стране, развитие инновационных технологий, для этого в стране должен быть совсем иной уровень компьютерной грамотности. Президент РФ Дмитрий Медведев на летней встрече с представителями молодежных организаций России по поводу финансирования “школьного” Интернета высказался однозначно: “Ряд регионов сказали, что у них нет денег на то, чтобы взять эти расходы на себя. Если мы так к этому будем относиться, то никаких инноваций, никакого инновационного общества у нас не будет никогда. Регионы должны понимать, что это — их святая обязанность”. Должны. Но понимают ли? Конечно, можно сослаться на глобальность “проблемы”, если обучение детей можно назвать проблемой, однако следует напомнить о том, сколько сил было вложено в решение действительно сложной задачи — проведение Интернета в более чем 50 тысяч российских общеобразовательных учреждений. Хотя, как говорится, ломать — не строить.

Татьяна Коростелёва, и.о. директора Верхнесинячихинской средней общеобразовательной школы № 3, Алапаевский район Свердловской области:

—    Интернет особенно нужен учащимся старших классов, которые пишут рефераты, готовят презентации, сами готовятся поступать в вузы, у нас много учащихся ходят на странички институтов, университетов. С финансированием у нас вопрос сложный, это не только Интернета касается — в этом году школа впервые осталась без ремонта. Но если не будут финансировать Интернет, нам станет намного сложнее и учиться, и учить. Мы ведь постоянно и получаем информацию, и свою размещаем, у нас дети участвовали в олимпиадах УРФО, вышли на международный уровень, мы бы не смогли этого сделать без Интернета.

Майя Пидес, директор Санкт-Петербургской гимназии № 56

—    Интернет для современной школы — вещь наиважнейшая. Мы должны давать детям не только те знания, которые были накоплены предыдущими поколениями, но и те, которые необходимы в современной жизни. Дети должны понимать, что Интернет — это не только “помойка”, где собирается разная чернуха, это в первую очередь — кладезь информации. В Петербурге все школы обладают финансово-хозяйственной самостоятельностью — мы получаем финансирование в рамках своего бюджета и сами уже распределяем, на какие нужды оно идет. Интернет, связь — одна из важнейших расходных статей.

Федор Межуревский, директор Минусинской средней общеобразовательной школы № 12, Красноярский край:

—    У нас Интернет в школах финансируется краевым бюджетом, но для бесперебойного высокоскоростного трафика этих средств, конечно, недостаточно — у нас на 900 учащихся 24 компьютера с выходом в Интернет… А он необходим и для получения дополнительной информации, и для получения навыков поиска этой информации, особенно по тем предметам, которые изучаются углубленно. Множество тестов и контрольных работ идут через Интернет, а 12 наших учащихся получают через Интернет дистанционное образование.

Дмитрий Гущин, “Учитель года-2007”, Санкт-Петербург: 

—  Интернет российским школам нужен однозначно! И мне очень понравилось разъяснение, данное, кажется, Минобрнаукой, о том, что Интернет в школе должен использоваться не только внутри образовательного процесса, но и для внешних связей школьников — для общения на форумах, посвященных кинематографу, литературе, просто для пользования электронной почтой. Но в большинстве регионов появились свои разъяснения, по которым школа должна ежеминутно контролировать и фиксировать — кто за компьютером работает, сколько минут… Эта регламентация совершенно излишня и сильно тормозит процесс приобщения учащихся к Интернету.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру