Как Георгий Победоносец налево ходил

Москва скачет “назад”, а Подмосковье — “вперед”

В восьмой день майских календ 303 года язычниками был жестоко умерщвлен житель греческого города Лидды Георгий. 30-летний воин пострадал за свою приверженность христианской вере и с той поры оказался одним из самых известных людей в мире. Церковь причислила мученика к лику святых и ежегодно отмечает день его памяти 6 мая (23 апреля по старому стилю), а для России, Москвы и Московской области изображение Георгия Победоносца стало официально утвержденным геральдическим символом.

Мученика Георгия почитали и почитают самые разные народы. Он популярен в Европе, на Ближнем Востоке. А на Русь слава этого святого пришла вскоре после принятия христианства.  

Уже на первых изображениях (самые ранние из известных нам относятся к VI в.) Георгий показан сидящим на коне и поражающим копьем некое чудовище. История о том, как отважный воин спас жителей некоего города, убив терроризировавшего их страшного змея, широко известна. Однако никаких конкретных подтверждений ей нет. Имеются лишь сведения, что Георгий, насильно приведенный в храм Аполлона для участия в обряде жертвоприношения, смог силою молитвы своей опрокинуть на пол каменные статуи языческих богов. Так что скорее всего пресловутый змей является обобщенным образом зла.  

В Московском княжестве первые изображения всадника-победителя с копьем появились на монетах-копейках во времена князя Василия I, сына Дмитрия Донского. А уже в 1490 г. для Ивана III была вырезана именная печать с таким рисунком, и с той поры у русских правителей стало традицией иметь печать с собственным стилизованным “портретом”, изображающим освободителя. Ни о каком Георгии Победоносце речь поначалу не шла: на государевой эмблеме изображался человек — “всадник-ездец”, а вовсе не святой. И главный признак того — отсутствие нимба над головой воина.  

Впрочем, среди иностранцев эти “картинки” русских, совершенно не просвещенных по части правил европейской геральдики, вызывали порой много кривотолков. Заезжие господа полагали, например, что на княжеской эмблеме изображен… голый человек. (В заблуждение их вводила уже давно устаревшая облегающая форма доспехов на всаднике.) Именно с подачи зарубежных гостей появилась версия, что русский геральдический всадник — не кто иной, как Георгий Победоносец. Ведь для тогдашних европейцев, уже привыкших к вольностям художников Ренессанса, отсутствие нимба над головой святого не являлось вопиющим нарушением религиозных канонов. Именно эту фантазию решил узаконить впоследствии Петр Первый, затеявший в конце XVII в. “геральдизацию” страны на манер просвещенных стран Европы, — царь повелел отныне называть “ездца” на гербе именно Георгием Победоносцем. Кроме того, при Петре состоялось еще одно важное “геральдическое” событие: изображение всадника было объявлено гербом Великого княжества Московского.  

“Ездец” на московских гербах по воле его создателей вел себя очень вольно: где-то он скакал направо, где-то — налево. Так уж сложилось, что изначально на своих русских гербовых изображениях всадник был традиционно повернут вправо. Между тем по европейским канонам это неправильно, ибо символизирует движение не вперед, а назад. Приглашенный царем Петром для “сочинения гербов” специалист в области геральдики пьемонтский граф Франческо Санти не рискнул развернуть всадника на московском гербе в “правильную” сторону, так что в первом российском гербовнике, утвержденном в 1730 г., Георгий скачет в правую сторону. Та же ориентация геральдического всадника сохранилась и при Екатерине II.  

А вот позднее, уже во времена Николая I, когда государь распорядился подновить городские гербы, занимавшийся вопросами геральдики специалист фон Кене решился-таки исправить направление движения всадника в соответствии с европейскими правилами — и святой Георгий поскакал у него влево. Кроме того, Кене подкорректировал цветовую гамму герба: в дополнение к красному геральдическому щиту и серебристо-белым доспехам святого Георгия он предложил сделать его плащ синим. Таким образом, на московском гербе получилось то же самое сочетание цветов, что и на российском флаге-триколоре. Новый вариант геральдической эмблемы для Первопрестольной долго дожидался своего часа и был утвержден лишь весной 1883 г.  

Геральдический “ездец” исчез после революции 1917-го. За годы советской власти сменили друг друга несколько вариантов московских гербов, и лишь почти 80 лет спустя, в 1995 г., Мосгордума утвердила “новый-старый” герб столицы — с Георгием Победоносцем. Причем святой скачет “по первоначальному варианту” — вправо. Аналогичное же изображение можно увидеть и на гербе Московской области, но только там Георгий повернут справа налево. Областная дума, утвердившая герб в 1997 г., решила сохранить его композицию, предложенную еще в середине 19  в. для Московской губернии.  

Похожее изображение святого Георгия можно увидеть и на современном государственном гербе Грузии. В этих краях воин-великомученик издавна пользуется большим почитанием, да оно и немудрено: ведь главная грузинская святая — Нина, согласно преданию, является племянницей Победоносца.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру