Новая школа станет самостоятельной

В своем Послании президент очертил главные пути модернизации образования

В последнем президентском Послании к Федеральному собранию ключевой идеей была модернизация всего и вся: от психологии гражданина до экономики, которая в ближайшее время должна превратиться из сырьевой в инновационную. Дело это, бесспорно, хорошее. Но настораживает одно: среди пяти названных Медведевым приоритетов модернизации — медицина, космос, энергетика, телекоммуникации и электронные технологии — нет главного: образования. А значит, вопрос, кто реализует все эти проекты, остается открытым. И определившаяся, по словам главы государства, инициатива “Наша новая школа”, к сожалению, его тоже не проясняет.  

Прежде всего в новой школе сохранится ставка на ЕГЭ. Правда, Единый госэкзамен, по словам Медведева, хоть и “останется основным, но не будет единственным”: его дополнит мониторинг всех достижений ученика, включая внеучебные. Однако ориентация учебного процесса на тестовую форму сдачи экзамена — а она, как ни крути, является в ЕГЭ основной — по мнению большинства экспертов, не соответствует ни развитию творческой личности, ни воспитанию гражданина. То есть ни одной из поставленных самим президентом задач. Не отвечает ЕГЭ и направленности нового образовательного стандарта, на что неоднократно указывали его разработчики. Возможно, поэтому в отличие от прошлогоднего в нынешнем Послании о новом госстандарте образования не говорилось ни слова: глава государства лишь подтвердил, что “программа обучения старшеклассников будет связана с выбранной ими будущей специальностью”.  

Другая идея, которой предстоит определить лицо среднего образования на ближайшее будущее, — “расширение самостоятельности школ”. Причем не только в выборе образовательных программ, но и в финансовых вопросах. С одной стороны, школам обещают большую свободу в распоряжении средствами и уменьшение заорганизованности: их отчетность, по словам Медведева, будет сокращена.

 Однако освободят от диктата бюрократов и лишней писанины не всех, тут же уточнил он. Речь идет лишь о незначительном количестве лидеров (победителей нацпроекта “Образование”), а главное, о школах, рискнувших отказаться от статуса государственных (муниципальных) и преобразоваться в автономные учреждения. В отличие от традиционных учебных заведений АУ действительно обладают большей финансово-хозяйственной свободой. Однако и ответственность их выше: если дела пойдут плохо (например, из-за экономического кризиса или из-за демографической проблемы, что более чем вероятно), АУ может разориться и закрыться. Из-за этого, несмотря на финансовую морковку, и идея остается крайне непопулярной. Школ, сменивших свой статус на АУ, практически нет, и упомянутый президентом специальный “контракт с директором об особых условиях труда” в этом плане вряд ли что-нибудь изменит: какие уж тут “особые” условия в обанкротившемся предприятии.  

Давно назревшим представляется лишь решение “законодательно закрепить равенство государственных и частных учебных заведений”. Однако, провозглашая его, президент не сказал главного: распространится ли оно на госзаказ на обучение школьников и студентов. Другими словами, получат ли частные учебные заведения бюджетные места наравне с государственными. И если да, то по каким критериям их будут распределять и сколько государственных вузов, лишившихся студентов, предполагается закрыть.  

Дмитрий Медведев также упомянул о строительстве “умных” школьных зданий со спортивной и информационной инфраструктурой. “Умные”, напичканные электроникой школьные стены — это, конечно, хорошо. Но главное действующее лицо образовательного процесса не стены, а учитель. Отсюда пятый пункт программы — качество подготовки педагогов. “Систему педагогического образования ждет серьезная модернизация”, — предупредил глава государства.  

Во-первых, в ближайшем будущем начнется переподготовка и повышение квалификации имеющихся учителей, пообещал он. Во-вторых, учительский корпус разбавят-таки “свежей кровью”: власти, как оказалось, не оставили идею привлечь к преподаванию талантливых специалистов без специального педагогического образования — химиков, физиков или, скажем, биологов. При этом желающим поработать в школе не придется получать второй диплом, заверил Медведев: достаточно будет пройти короткий курс по педагогике. Наконец, в более отдаленной перспективе грядет глобальная реформа педобразования, сообщил президент. Она-то и вызывает вопросы.  

Что касается сегодняшней программы педвузов, то она действительно не соответствует задачам, выдвинутым новым стандартом образования. Прежде всего — переходу от накачки чисто теоретическими знаниями к формированию у учеников компетентностей и навыков. Наша младшая школа переходит на новый стандарт уже с 2010 года, и потребность в новом учителе остра как никогда. Между тем педагогические вузы, как и 30 лет назад, продолжают готовить учителей-предметников, не только не способных вооружить компетентностями своих подопечных, но не владеющих ими лично.  

Реформа такого педагогического образования неизбежна. Но то, что обрисовал в своем Послании президент, смахивает не на сущностную реформу, а на формальную, чисто внешнюю перетасовку. “Педагогические вузы постепенно преобразуются в крупные базовые центры по подготовке учителей или в факультеты классических университетов”, — отметил он. То есть переназовутся. И все. О главном — превращении педагогического образования в психолого-педагогическое — Медведев не сказал ни слова. А без этого, как педвуз ни называй, он будет штамповать того же позавчерашнего предметника — учителя, не имеющего представления о возрастных физиологических особенностях школьника и неспособного учить его так, как обозначил в том же Послании президент: “с учетом индивидуальных особенностей и современных научных знаний о ребенке”.  

Эксперт “МК”  Председатель Комитета Госдумы по образованию Григорий БАЛЫХИН:  

“Очень важно предложение президента приравнять частные и государственные школы. Законопроект, закрепляющий равенство частных и государственных школ, может быть принят Госдумой в весеннюю сессию, а точнее — в апреле-мае. Представители негосударственного сектора давно просили об этом, и вот их просьба скоро будет учтена.  

Много споров было вокруг Единого государственного экзамена (ЕГЭ). ЕГЭ не будет отменен — это четко сказал президент. В то же время он подчеркнул, что ЕГЭ должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества знаний. Показательно, что особое внимание президент уделил системе педагогического образования — педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы в крупные базовые центры подготовки учителей либо в факультеты классических университетов. Педагоги, учителя молодого поколения не должны быть в отстающих. Чему они будут учить, если сами еще живут прошлым веком? Поэтому так важны обязательные курсы переподготовки и повышения квалификации преподавателей на базе лучших вузов и школ”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру