Хроника событий Виновники трагедии «Булгарии» просят об условно-досрочном освобождении Сотрудники Ространснадзора, виновные в крушении "Булгарии", приговорены к 5 и 6 годам Главной фигурантке дела о гибели "Булгарии" Инякиной снизили срок, оправдав по одной статье Светлана Инякина приговорена к 11 годам по делу о крушении "Булгарии" Вынесен приговор помощнику капитана "Булгарии"

Гибель «Булгарии» отрепетировали 79 лет назад

«МК» выяснил детали секретного кораблекрушения на «Волге»

9 июля 2012 в 19:35, просмотров: 8027

…На пристани стояла слишком большая толпа пассажиров. Но молодой улыбчивый капитан приказал брать на борт всех до единого. Чтоб никому обидно не было, да и денег побольше. От берега отплыли всего ничего, а судно уже закачалось. Вскоре оно накренилось, «глотнуло» воды, перевернулось и пошло ко дну. Сотня жертв, в том числе женщины и дети. Их могло быть меньше, если бы экипаж проходящего мимо судна оказал помощь терпящим бедствие…

Это не крушение теплохода «Булгария». Это другая, не менее печальная история, случившаяся в 1933 году. Но обе трагедии будто произошли по одному сценарию, написанному одной и той же рукой. Эти катастрофы на Волге похожи даже в деталях. Почти совпадают и даты (разница всего один день): теплоход «Четвертый» утонул 9 июля, «Булгария» — 10-го... Что, если это не просто совпадение? Может, вторая катастрофа была предначертана?

«МК» изучил уголовное дело прошлого века и нашел множество почти мистических совпадений

Гибель «Булгарии» отрепетировали 79 лет назад

Дело баркаса «Четвертый», затонувшего в Ярославле, до сих пор лежит в Верховном суде РФ. Здесь вся трагичная история, что называется, из первых уст. Показания очевидцев, допросы, обвинительная речь, приговор... Поразительный случай — дело было рассмотрено в кратчайшие сроки. И если виновных в гибели «Булгарии» не осудили до сих пор, то есть спустя год после трагедии, то капитан «Четвертого» услышал приговор уже через несколько дней. Забегая вперед, скажу, что приговорили его к расстрелу.

Рассматривала дело крушения «Четвертого» в Ярославле с 21 по 25 июля 1933 года выездная сессия Верховного суда РСФСР. Это было обычной практикой — выезжать на место, где проживает большинство потерпевших и свидетелей. Суд был закрытым (вход по пропускам и билетам, выданным фабрично-заводскими комитетами на предприятиях) и проходил в здании местного театра. Само событие советская власть старалась замолчать всеми силами. Не то что в центральных, даже в местных газетах о нем не было ни единого (!) слова. Но город, разумеется, гудел, и возле театра все время стояла толпа жаждущих справедливости и возмездия.

На скамье подсудимых 12 человек. Первый и главный обвиняемый — 34-летний капитан парохода Николай Андреев. В судебных документах о нем сказано коротко: «происходящий из крестьян Горьковского края, образование низшее, бывший член ВКП(б)».

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

Дизель-электроход «Булгария» вышел из Казани 9 июля 2011 года. На следующий день, 10 июля, теплоход отправился из порта города Болгар в обратный путь, имея крен на правый борт.

Картина вырисовывается довольно четко уже после первых часов заседания. Будем перемежать наш рассказ выписками из материалов дела. Итак, 9 июля 1933 года пассажирский баркас «Четвертый» должен был отправиться вверх по Волге из Ярославля. В 8 утра капитан Андреев явился на пристань в отличном расположении духа. Ему доложили, что желающих плыть около 300 человек, из которых 200 — учащиеся, направлявшиеся на субботник, прополоть и полить грядки огорода ТПО. По нормам полагалось перевозить на борту 120 пассажиров. Но не оставлять же остальных на берегу? Капитан Андреев так и сказал суду: «Я перегрузил пароход только для того, чтобы не обидеть публику. Не хотел вызывать негодования у пассажиров. Тем приходилось ждать на пристани иногда по полдня. Вот я и решил: пусть все едут».

По ходу разбирательства выясняется, что он и раньше перевозил по 200–300 человек зараз. Он так честно и скажет судьям. И те потом в приговоре напишут: «Мотивами к систематической перегрузке были вредные и, по существу, рваческие тенденции, выражающиеся в стремлении выполнить и перевыполнить транфинплан, с тем чтобы получить вознаграждения и премиальные...».

На счету капитана множество других нарушений. Он, к примеру, не вел судовой журнал, игнорировал расписание, часто отправлял в плавание своих неопытных помощников. И на этот раз он передал управление баркасом помощнику Курапову, плававшему только первую навигацию. Тот заволновался: можно ли идти с таким перегрузом? Капитан махнул рукой: можно, мы так всегда делаем! И отправился домой после вахты. Баркас отчалил, прошел всего метров 100 и сразу стал качаться. Некоторые пассажиры перепугались не на шутку. Они даже предложили часть людей высадить от греха подальше. Но Курапов слушать никого не стал и поплыл дальше. Народ на борту был шумный, молодежь ведь в основном. Потом Курапов будет уверять, что учащиеся шалили, бегали по судну, чем вызвали еще большую качку. «Четвертый» проплыл немного и сильно накренился. А тут еще мимо шел большой красивый пароход, и все пассажиры собрались на одной стороне, чтобы поглазеть. Баркас накренился больше, «глотнул» воды, та хлынула в иллюминаторы... Среди пассажиров началась паника, и многие стали бросаться за борт. «Четвертый» перевернулся и стал тонуть. Три сотни человек оказались в воде. Крики, вопли. Позади шло судно «Ванцетти», но члены его экипажа спасать утопающих не спешили. Они стали на безопасное расстояние и минут тридцать наблюдали. Только после этого спустили шлюпку и вытаскивали из воды главным образом тех, кого несло на «Ванцетти» волной.

Из приговора: «Виновность Баландина в том, что он, являясь помощником капитана „Ванцетти“, находясь недалеко от места аварии, не принял всех возможных мер к спасению утопающих. Он недостаточно быстро подошел к месту аварии и не дал соответствующих тревожных свистков». Сам Баландин на суде это объяснил тем, что баркас скрылся в воде слишком внезапно и гудков тревоги не давал. А еще он уверял, что утопающих людей принял за купальщиков...

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

По мнению суда, капитаны сухогруза «Арбат» Юрий Тучин и буксира «Дунайский-66» Александр Егоров, которые находились в районе крушения «Булгарии», не оказали необходимой помощи тонущим людям. Сами они уверяли, что у них не было для этого возможности — шлюпок и т.д.

В общей сложности тогда утонули 98 человек. Хотя ходили слухи, что жертв было на два десятка больше — никто ведь пассажиров не учитывал, покупали билеты они уже на борту. Среди погибших, тела которых достали из Волги, было около 70 женщин и детей.

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

Во время катастрофы «Булгарии» погибли 122 пассажира. В том числе больше 80 женщин и детей.

Одним из обвиняемых стал и агент суднадзора Логинов. «Его прямой обязанностью было бороться с нарушителями правил движения, — писали высшие судьи. — При том колоссальном упадке трудовой дисциплины, которым был заражен Ярославский участок, от Логинова требовались особая бдительность и настойчивость... В действительности же Логинов бездействовал и ни разу не привлек команду баркаса „Четвертый“ за систематические нарушения».

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

По делу «Булгарии» одним из обвиняемых проходит эксперт Росречрегистра Яков Ивашов. Ему инкриминируется злоупотребление должностными полномочиями. Кроме того, по версии следователей, в июне 2011 года Ивашов из корыстной заинтересованности внес в официальные документы регистра заведомо ложные сведения о техническом состоянии «Булгарии».

В ходе судебного процесса стали выяснять подробности работы пристани в целом. Картинка вырисовывалась такая. «За 1933 год было 72 случая нарушения трудовой дисциплины, — звучит в материалах дела, — из которых 41 случай падает на пьянку как рядового, так и командного состава. 19 случаев — на отказ от работы. Различных аварий было 11. К примеру, капитан парохода „Маяковский“ Женодаров, будучи на вахте, приехал в Ярославль пьяный, слез с парохода и, не сдав вахту, ушел в город еще пьянствовать. После чего возвратился на пароход и повел его до Норского, где также ушел с вахты, опохмелившись...»

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

Сразу после аварии «Булгарии» стали говорить, что некоторые члены экипажа были пьяные. Однако доказать это не удалось. Хотя речники сами признают, что случаи пьянства в плавании — чуть ли не обычное дело.

В суде зачитали и заключение технической комиссии, исследовавшей «Четвертый», который достали со дна. Она пришла к выводу, что поломок и пробоин у него нет. Состояние признано удовлетворительным, и причиной крушения оно быть не могло.

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

В своем заключении эксперты АПК, изучившие корпус «Булгарии», указали, что он находился в нормальном состоянии, которое не могло привести к трагедии.

Впрочем, было еще письмо немецкого конструктора, который заверял, что вины капитана Андреева в произошедшем нет. Что якобы тому дали пароход с плохим днищем, о чем он говорил и эксплуатировать который отказывался.

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

Один из предыдущих капитанов «Булгарии» — Миняев — уверял, что судно было в крайне плохом техническом состоянии, но проходило только мелкий технический и косметический ремонт силами экипажа, так как арендатор отказывался финансировать капитальный. После неоднократных высказываний им замечаний и отказов выходить в рейс капитан был уволен.

Ну а теперь самое время сравнить приговоры. Верховный суд приговорил Баландина, не оказавшего помощь утопающим, к исправительно-трудовым работам. Капитаны, бросившие погибать пассажиров «Булгарии», отделались штрафами. Инспектор Логинов получил 2 года тюрьмы, максимум, что грозит Ивашову, — штраф.

Помощника капитана «Четвертого» Карпова приговорили к 10 годам, старшего помощника капитана «Булгарии» Назарова, который спасся с тонущего судна, пока еще не осудили. Андрееву дали высшую меру. В последнем слове он признал свою вину, но просил суд учесть то обстоятельство, что на водном транспорте он работал 19 лет. Говорил, дескать, не предусмотрел, понадеялся на судно. Просил снисхождения, ссылаясь на молодость. Впрочем, капитану «Четвертого» повезло. Расстрел ему заменили в августе этого же года на 10 лет тюрьмы. А реально он отсидел полсрока — выпустили по состоянию здоровья. А вот капитан «Булгарии» Островский перед судом не предстанет — утонул вместе с теплоходом. Он оставался на судне до конца и до последнего спасал пассажиров. И наказание, которое понесли члены экипажей двух судов, — единственное, что отличает две катастрофы. Кстати, высшие судьи, изучившие дело давно минувших дней, сами были шокированы совпадениями между затонувшим баркасом «Четвертый» и «Булгарией».

— В моей практике случалось, чтобы дела, между которыми десятилетия, были похожи друг на друга как сиамские близнецы, — говорит судья Владимир Дорошков. — Недавно я почитал обзоры дел высшего суда, датируемые еще концом XIX века, и нашел столько общего в современных обзорах ВС! Некоторые истории будто переписаны, хотя между ними дистанция в столетие. Но это касается все же не громких дел, а достаточно рядовых. А такое, как в случае с «Четвертым» и «Булгарией», все же редкость

Гипотезы о том, что история циклична, высказывались с древних времен. И 78-летний цикл (между двумя трагедиями на Волге ровно 78 лет), например в китайском летосчислении, связывают с солнечной активностью. Но, может быть, дело вовсе не в положении светила и не в мистике? Если деньги становятся важнее людей, то беда неизбежна. И, возможно, правы те, кто считает, что, по божественному сценарию, как раз катастрофы помогут заставить человечество остановиться и задуматься.

Гибель "Булгарии". Хроника событий


Партнеры