Инякина, ответственная за эксплуатацию и судна и его техническое состояние, обвинялась в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей (ст.238 УК РФ), нарушении правил охраны труда (ст.143 УК РФ) и в нарушении правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта (ст.263 УК РФ). По последней статье подсудимая оправдана.
Также с учетом ряда смягчающих обстоятельств - наличия несовершеннолетнего ребенка, положительных характеристик а также отсутствия судимостей - запрошенный прокуратурой срок в 14,5 лет был снижен.
Вместе с Синякиной на скамье подсудимых сегодня находились старший помощник капитана Рамиль Хаметов, эксперт Росречрегистра Яков Ивашов, проводивший проверку судна накануне навигации и признавший его годным к плаванию, а также два чиновника Ространснадзора Владислав Семенов и его начальник Ирек Тимергазиев.
Ивашов приговорен к 5 годам лишения свободы. Однако он был освобожден в зале суда в связи с применением амнистии. К слову, Инякина также просила суд об амнистии, однако ее ходатайство не было удовлетворено.
Хаметов, признанный виновным в нарушении правил безопасности эксплуатации водного транспорта, приговорен к 6,5 годам лишения свободы. Он был взят под стражу в зале суда.
Тимергазеев приговорен к 6 годам лишения свободы, Семенов - к 5 годам колонии общего режима.
Из материалов дела суда следует, что в 2010 года Инякина учредила ООО "Агроречтур", а вскоре заключила договор субаренды "Булгарии", которая принадлежала ОАО "Камское речное пароходство". Суд установил, что судно под управлением Инякиной находилось в плохом состоянии, и хотя у предпринимательницы была возможность привести его в порядок, "желая свести к минимуму расходы для скорейшего занятия коммерческой деятельностью", она подошла к вопросу формально.
Также суд пришел к выводу, что "теплоход по своему техническому состоянию не мог быть признан годным к плаванию", а документы на него были просрочены и "не имели юридической силы". Оданко Инякина все равно получила свидетельство о годности к плаванию. Во время предыдущих рейсов судно не раз неоднократно ломалось, о чем знали члены экипажа - в частности, старпом Хаметов, однако он "не сообщил и сам не принял мер к прекращению эксплуатации" судна.
В итоге 10 июля 2011 года, во время шторма на Куйбышевском водохранилище судно, направлявшееся из города Болгар в Казань, затонуло. На борту находился 201 человек, спастись удалось лишь 79. Погибли 122 человека, в том числе 28 детей.
Ранее косвенно виновными в трагедии были признаны капитаны сухогруза "Арбат" и буксира "Дунайский-66", которые прошли мимо тонувшего судна. Следствие доказало, что фактической возможности спасти людей у них не было по причине большого тормозного пути и высокой степени риска задавить людей в воде при приближении к ним. Капитаны Юрий Тучин и Александр Егоров решением суда были приговорены к штрафам. Также наказание понес директор Казанского речного порта - он был уволен со своей должности, поскольку допустил выпуск "Булгарии" из порта.
Уголовное преследование в отношении капитана "Булгарии" Александра Островского и старшего механика Владимира Подъячева было прекращено в связи с их гибелью и с согласия родственников потерпевших.
Капитан круизного теплохода "Арабелла" Роман Лизалин, в районе ЧП оказывавший помощь пассажирам и экипажу "Булгарии", награжден орденом Мужества и медалью МЧС "За содружество во имя спасения".