Эксперт: обезопасить от бомбы A321 можно было за 10000 евро

Столько стоит газоанализатор, который выявляет любую взрывчатку

Директор Федеральной службы безопасности Александр Бортников сообщил, что российский самолет А321, разбившийся на севере Синайского полуострова 31 октября, потерпел катастрофу из-за взрыва самодельного взрывного устройства.

О том, из чего могла быть собрана бомба и насколько сложно определить ее с помощью газоанализаторов, мы поговорили с экспертом Центра стратегической конъюнктуры, участником работ по разминированию на территории бывшей Югославии, Олегом Валецким.

Столько стоит газоанализатор, который выявляет любую взрывчатку

- По оценке специалистов, на борту А321 сработало самодельное взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте. Это большая мощность?

- Одного килограмма тратила вполне достаточно для разгерметизации самолета. Например, ракета переносного зенитно – ракетного комплекса (ПЗРК) «Стрела» содержит 800 граммов взрывчатого вещества на основе гексогена, это 1,1 кг в тротиловом эквиваленте. Именно «Иглами» и «Стрелами» сбивают самолеты. Единственное, ракета «Стрелы» настроена на попадание по тепловому излучению, которое создает мотор, а здесь в результате срабатывания самодельного взрывного устройства произошла разгерметизация салона самолета.

- Что это могла быть за бомба?

- Она могла быть либо с электронным, либо с механическим таймером. Взрывное устройство с механическим таймером сложнее обнаружить, а электронная схема просматривается. Есть еще специальные барометрические, атмосферные взрыватели, которые срабатывают по достижению определенной высоты. Раньше они были засекречены, но в связи с войной на Украине наши разработки начали «растекаться» по миру.

Путин провел совещание по теракту A321 с Шойгу и Бортниковым

Путин провел совещание по теракту A321 с Шойгу и Бортниковым

Смотрите фотогалерею по теме

- Это могла быть магнитная бомба?

- Малые магнитные мины для самолета не надежны, они часто спадают. Есть магнитные мины, которые применяются против кораблей, но они слишком большие. Нет никакого смысла использовать их, чтобы разрушить самолет. Это рискованно, такая бомба была бы видна.

- Было сказано, что в результате проведенных экспертиз были выявлены следы взрывчатого вещества иностранного производства...

- Скорее всего, это были какие-то пластиды. Они делаются на основании гексогена и пластифицирующих веществ. На основании пластификаторов уже можно определить производителя. Установить же, где был изготовлен сам чистый военный тротил, очень сложно.

- Выявить указанные вещества в аэропорту на досмотре и в багаже сложно?

- Это несложно, если в аэропорту работает необходимая система - газоанализаторы на выявление всех взрывчатых веществ. А также подготовлены специалисты для обслуживания этой системы.

Есть спектр военно-бризантных веществ, а есть еще и спектр гражданских веществ. Каждое вещество, будь то, гексоген, тротил, нитриты или взрывчатые вещества кустарного изготовления, имеют различные формулы и запахи. Должны быть газоанализаторы по всему этому спектру.

- Такие газоанализаторы были в аэропорту Шарм-эль-Шейха?

- Есть небольшие хорошие ручные газоанализаторы, которые используют в Ираке уже 10-15 лет. Скорее всего, они их закупили. Там есть несколько колбочек с различными видами взрывчатых веществ. Такие газоанализаторы нужно настраивать. А в аэропорту Египет могли работать только с тротилом и гексогеном.

- Насколько дороги такие приборы?

- 10 – 15 тысяч евро. Но особенно важно подготовить специалистов, чтобы они умели настраивать такие приборы и работать с ними.

Сюжет:

Авиакатастрофа в Египте

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру