13.31 Работники Центра Грабаря в панике звонят на “01”. Вспыхнуло под самым потолком — загорелась деревянная балка в надстроенной мансарде (там также расположены реставрационные перекрытия). Почему? Основных версий две — замыкание проводки либо самовозгорание битума из-за жары.
— Ремонта у нас на крыше точно не было, — уверяют грабаровцы. — Это все погода. Ведь на тот момент термометр показывал плюс 35 в тени.
13.45 Горит уже весь чердак, пламя заползает на второй этаж. Людей удалось быстро эвакуировать, но огонь методично пожирает комнаты одну за другой. Площадь пожара составляет уже 1500 кв. метров. При тушении возникает традиционная проблема — невозможно подъехать вплотную к зданию, всюду полно машин.
14.30 В ходе разведки и тушения внутри здания пропали двое спасателей: бойцы спасатель Вячеслав Шашин и медик-спасатель Александр Дымчиков из ПСО-202. Звено из четверых бойцов направлялось на разведку, когда произошло обрушение конструкций и двоих пожарных накрыло. Информация тревожная — ведь точно так же весной, проводя рекогносцировку местности в горящем бизнес-центре, погиб начальник службы пожаротушения Москвы Евгений Чернышов.
15.00 Подтверждаются худшие опасения: пожарных спасти не удалось. Дальнейшее тушение производится снаружи. На место пожара выехал директор департамента культурного наследия Министерства культуры РФ Рамазан Колоев. Как сообщили “МК” в министерстве, временное место, куда будут вывезены нетронутые пожаром картины, уже определено.
15.15 Огонь горит уже на 2 тысячах кв. метров. Всего задействовано 45 пожарно-спасательных формирований, на крышу сбрасывают воду три вертолета. Пущена в ход даже уникальная для России система по откачке дыма из очага.
15.30 Корреспондент “МК” наблюдал, как сотрудники Центра Грабаря при помощи пожарных и сотрудников милиции вынимали из горящего здания через разбитые окна техническую документацию и те произведения искусства, которые удалось спасти. Как рассказал нам сотрудник центра по имени Максим, непосредственно рядом с очагом возгорания находилась картина ХIХ века, изображающая Александра I, очень большого размера. Она находилась в помещении, отделанном деревом. Другие сотрудники центра сообщили, что им удалось спасти несколько ящиков с художественной графикой, принадлежащему одному из ведущих российских музеев.
15.45 Пожар локализован. Часть картин удалось эвакуировать, но что именно сгорело, пока непонятно. Удалось отстоять двухэтажную пристройку к зданию и два нижних этажа. Но стеклянный атриум в мансарде рухнул.
ЧТО ГОРЕЛО
С 1925 года здание по улице Радио, дом 17, принадлежало Центральному научно-исследовательскому аэрогидродинамическому институту им. Жуковского (ЦАГИ). А в 1920 годы эти корпуса занимала компания АГОС (Авиация, Гидроавиация и Опытное строительство). До революции на этом месте находился трактир “Раек”, который затем снесли. Центр Грабаря переехал в корпус №6 в 2004 году. До этого реставраторы центра арендовали помещения в Воскресенской церкви в Кадашах. Это вызывало протесты у группы верующих, требовавших передачи здания приходу и выселения мастерских. Конфликт длился несколько десятков лет. Благодаря Федеральному агентству по управлению имуществом Центр Грабаря переехал в здание на улице Радио, дом 17, корпус 6. Корпус был отреставрирован. Другие корпуса по этому адресу принадлежат филиалу ЦАГИ. А часть помещений арендуют коммерческие организации.
ЧТО МОГЛО СГОРЕТЬ
Владимир Сарабьянов, искусствовед, известный реставратор:
— Да, в Центре Грабаря сложное оборудование, но это дело восполнимое. Главное, там на реставрации масса уникальных вещей. Насколько помню, в этом здании темперный и масляный отделы и отдел рукописей. Многие вещи ждут сложной реставрации, иногда лежат там по 5—10 лет. Все самые выдающиеся и сложные для “лечения” памятники культуры там. В том числе произведения из Третьяковской галереи. Потеря таких вещей — невосполнимая утрата. Остается молиться!