29 октября в Индийском океане было захвачено рыболовецкое судно Thai Union 3 с 23 моряками-россиянами на борту. На судне также находится двое филиппинцев и гражданин Ганы. Как известно, суда такого типа строили и для России, и после развала СССР многие моряки, специализирующиеся на ловле тунца, уехали за рубеж.
В тот злополучный день судно шло из бухты Виктория после перегрузки тунца для продолжения лова. Неожиданно Thai Union 3 был атакован. Капитан тунцелова, россиянин, получил пулевое ранение в руку во время захвата. После того как пираты отвели судно на свою базу, они оказали капитану медпомощь и наложили на руку гипс.
— Я говорил с капитаном судна по телефону всего лишь 4 дня назад, — говорит Войтенко, — и он ни на что не жаловался, хотя пираты не запрещают заложникам говорить о проблемах со здоровьем. Наоборот, им не нужны жертвы, и если на судно передадут нужные медикаменты, они их всегда примут. Тем более речь идет о капитане — кто же, кроме него, поведет судно? С ним разговаривал и судовладелец, и все было в порядке. Новость в СМИ о том, что капитану плохо, появилась от главы базирующейся в Момбасе организации “Программа по поддержке моряков в Восточной Африке” Эндрю Мвангура. Я думаю, он мог что-то напутать, возможно, стало плохо кому-то другому.
— Пираты всегда так любезны с заложниками?
— По большей части сомалийские пираты обращаются с заложниками довольно гуманно, насколько вообще это возможно в такой ситуации. А с женщинами зачастую и более лояльно. Предоставляют отдельную комнату, разрешают позвонить домой. И я ни разу не слышал о случаях изнасилования женщин пиратами.
Напомним, что после захвата Thai Union 3 пираты потребовали выкуп в 3,5 миллиона евро. Однако до сих пор переговоры с бандитами не завершены.
— Судовладелец торгуется. Сумма выкупа уже уменьшилась до 2 миллионов, возможно, упадет еще. Ситуация вроде бы под контролем. Чего не скажешь о другом судне — Ariana… Это судно под мальтийским флагом, на борту которого находится украинский экипаж. Судно уже полгода в плену у пиратов. Компания просто бросила людей.
— Ситуация неслыханная! Куда только не обращались родные моряков, дошли до генсека ООН, президента, религиозных деятелей — и все без толку. А тем временем состояние членов экипажа ухудшается. Никакой помощи, никаких комментариев. До реальных мер не может снизойти никто.
— Реальные меры — это какие?
— Нужно всего лишь наладить постоянную гуманитарную помощь заложникам и мониторинг ситуации на захваченных судах. Это не так сложно и совсем недорого. И избавило бы родственников моряков от мучительного неведения по поводу жизни и здоровья своих близких. Но на этом пиара не сделаешь. Поэтому пиратские атаки будут продолжаться.
— На днях прошла информация, что на захваченном судне находится 12-летняя девочка. Это правда?
— Как только Ariana была захвачена, появилась информация про 15-летнего подростка, находящегося на бору. На нее никто не обратил внима ния, и она быстро исчезла. Пару дней назад испанский капитан, подходивший к “Ариане”, чтобы слить топливо, вернувшись на землю, сделал заявление прессе о том, что на балкере находится семья старшего механика: жена и 12-летняя дочь. И что испанское судно не смогло забрать ребенка с собой, несмотря на мольбы родителей. Им не позволили пираты. Я верю в эту информацию, ведь члены экипажа иногда берут свои семьи с разрешения судовладельцев в рейс, это частое явление.
Я лично вижу два варианта развития событий. Первый — судовладелец заплатит за экипаж и бросит судно. Второй — власти выкупят и судно, и моряков, а потом продадут корабль… его же владельцу.
Пока в заложниках у пиратов находится несколько судов, Международная морская организация IMO собирается в Лондон. Наградить ВМС Ирана своей ежегодной премией “За храбрость на море, проявленную во время спасения людей”. Кстати, именно военных Ирана чаще всего обвиняют в задержаниях, обысках и расстрелах мирных рыбаков. Даже такие “пиратские” страны, как Сомали и Йемен, чаще всего жалуются на жестокость и бесчинства военных этой страны в водах Аденского залива. А еще IMO на днях презентует новую программу по защите среды от глобального потепления.