В кризис москвичам посоветовали освоить тактику хитрого покупателя

Корреспондент «МК» попыталась понять, как сэкономить на продуктах при их постоянном подорожании

Рост цен на продукты в столичных магазинах составил до 150%, заявили в Генпрокуратуре. Такой неутешительный вывод надзорное ведомство сделало после серии проверок, на которую прокуроров подтолкнули отчаянные жалобы тысяч простых граждан и данные мониторинга ФАС. Где выгоднее закупаться, когда цены штормит чуть ли ни каждый день? Придется ли людям со средними доходами забыть дорогу в магазины премиум-класса или в них тоже есть, чем поживиться в кризис? И что такое тактика хитрого покупателя? В поисках ответов на эти вопросы корреспондент «МК» вслед за прокурорами отправилась в рейд по торговым точкам столицы.

Корреспондент «МК» попыталась понять, как сэкономить на продуктах при их постоянном подорожании

На поиски самых выгодных цен идем вместе с экспертом по потребительскому рынку, членом Общественной палаты РФ Павлом Сычевым. Дешевизну будем искать на примере картошки, зеленых яблок, гречки, сахарного песка, яиц и сливочного масла. Для исследования выбираем три магазина в Пресненском районе столицы. Простой домохозяйке без машины до гипермаркета или крупного рынка отсюда не добраться. Зато в пешей доступности есть целых три магазина: формата «рядом с домом», сетевой супермаркет эконом-класса и магазин сегмента «премиум», принадлежащий одному из крупнейших ритейлеров страны.

Первым делом идем в магазин шаговой доступности в жилой девятиэтажке на Шмитовском проезде. Помещение подвальное, основной контингент покупателей — жильцы этого и соседних домов.

- В таких магазинах вы не найдете большого ассортимента фруктов и овощей. А если и найдете, то по заоблачным ценам и неутешительного качества, - по ходу комментирует Сычев. - Здесь внимание надо обращать на хлеб, бакалею, «молочку» и алкоголь. Люди в эти магазины именно за таким товаром из дома и выбегают.

Подождав, пока пожилые дамы с авоськами преодолеют десять ступенек вниз (у пенсионеров магазин действительно пользуется спросом), заходим в торговый зал. Сразу натыкаемся на прилавок с овощами-фруктами. Картошки здесь нет. Как, впрочем, и зеленых яблок. Вместо них в корзинке уныло лежат бледно-желтые вперемешку с красными. Все с «бочками». На ценнике надпись: «яблоки Семеренко», то есть как бы зеленые. Видимо, некоторые из них покраснели от стыда за лежащую рядом хурму, которую давно уже пора списывать как просрочку. За кило стыдливых яблок магазин просит 125 рублей. Следом за овощным расположен отдел бакалеи. Здесь находим гречку «ядрицу» по 90 рублей за 900-граммовую пачку, а также сахарный песок - 68 рублей за обычный белый и 145 - за коричневый тростниковый. Десяток яиц первой категории в заводской картонной упаковке стоит 90 рублей. За такой же десяток вразвес придется отдать 84 рубля. Объяснить, почему в магазине столь недемократичные цены, продавец не может. А на попытку сделать фотографию ценников и вовсе реагирует как партизан, бросающийся на вражеские танки. С криком: «Не смейте снимать!» сначала грудью заслоняет полки с товаром, а затем пытается «случайно» уронить фотокамеру на пол и при этом отчаянно зовет на подмогу хозяина магазина. Подоспевший на шум хозяин Тимур, не только дает добро на съемку, но и начинает жаловаться:

- Цены кошмар как выросли, мы ничего с этим поделать не можем. Поставщики цены задирают. Вот на днях распродали партии, которые под новый год получили. А новые партии уже на 40% дороже.

Единственное, что хоть как-то на этих прилавках радует глаз, - ценник на хлеб. Он с докризисных времен практически не изменился. Батон нарезного стоит 25 рублей, белый с отрубями — 18. Однако на лице хозяина магазина ни тени оптимизма.

- На хлеб цены держим, но мы на этом хлебе ничего не зарабатываем, - сетует бизнесмен. - Если этот батон на прилавок с реальным ценником положить, покупатели разбегутся. Посмотрите сами, здесь же в основном одни пенсионерки отовариваются.

А вот молочные продукты, вероятно, прибыль магазину все-таки приносят. Пачка сливочного масла здесь стоит 105 рублей. Однако главный подвох, как выяснилось, кроется даже не в новой цене.

- Приглядитесь, сколько весит эта пачка, - советует Павел Сычев. - Раньше стандартный вес был 200 грамм. Теперь вес 180 грамм, а цена уже больше ста рублей.

Метров через 200 от магазина шаговой доступности расположился супермаркет сегмента «премиум». Здесь половина товаров с наклейками «эко» и «био». Ну и цены соответствующие. Хотя, как уверяет наш эксперт, встречаются и очень выгодные предложения, которые может позволить себе даже человек с небольшим доходом.

Заходим внутрь и сразу попадаем в отдел фруктов и овощей, где натыкаемся на стенд с зелеными яблоками. Над стендом ценник: 89,90 рублей. Это почти вдвое дешевле, чем в магазине формата «рядом с домом». Причем яблоки выглядят, как тридцать три богатыря: все равны как на подбор. Глянцевые, без единой царапинки. Правда, воодушевление от «яблочной демократии» в пух и прах разбирает ценник на картошку: 189,90 за двухкилограммовую сетку картофеля. Как указывает ценник, производство подмосковное, Можайское.

Далее на очереди бакалея: сахар и гречка. Обычного белого сахарного песка в элитном магазине не обнаружилось. Зато красивая картонная пачка тростниковой сладости стоит 165 рублей. Гречка и вовсе пустилась во все тяжкие. На одной полке видим обыкновенную ядрицу «без претензий» за 83 рубля, элитную за 93, а также обладательницу «европейского экосертификата» (как указал производитель на упаковке) за 135 рублей. Все три пачки весят одинаково, по 900 грамм. И здесь эксперт обнаруживает маркетинговую уловку: 83 рубля за самую дешевую гречку — это как бы со скидкой. Судя по ценнику, раньше эта пачка стоила 99 рублей. А потом магазин сжалился над потребителем и объявил скидку. По мнению эксперта, такие действия продавцов — это чистой воды манипуляция сознанием потребителя.

 Даже если вы упорно зададитесь целью проследить весь путь ценообразования от производителя до конечного ценника в магазине, у вас ничего не получится, - уверен Сычев. - Все очень запутано, ритейлеры специально используют массу теневых схем, чтобы никто не понял, почему цена вдруг выросла или упала.

Куда более весомую роль по мнению эксперта играет уровень наглости отдельно взятого ритейлера. Прямое подтверждение этого тезиса находим в отделе масла и яиц. За ставшую теперь стандартной 180-граммовую пачку вологодского сливочного масла здесь просят 153 рубля. Рядом с ценником висит табличка: «Уникальное предложение!». Такая же надпись есть и по соседству, там, где лежат яйца. За десяток первой категории придется выложить 155 рублей. Чем же так уникальны эти «золотые» яйца? Оказывается, они от «счастливой курицы». Так прямо и указано на ценнике.

Из супермаркета, в котором куры чувствуют себя счастливее покупателей, уходим в сетевой магазин эконом-класса. Посреди торгового зала два больших ящика: один с заветными зелеными яблоками по 99,90, другой — с мытой фасованной в полиэтилен картошкой по 49,90. Вес одного пакета — два кг. Напомним, в «премиуме» за такой же по виду картофель хотели 189 рублей. А вот яблоки в дорогом супермаркете оказались на целых 10 рублей дешевле. Зато цены на гречку и сахар в магазине эконом-класса почти как при коммунизме. Пакет гречневой крупы можно приобрести за 49 рублей, а сахарный песок обойдется в 54 рубля. Сливочное масло тоже отдают по бросовой цене: 68 рублей. Правда, прилавок оказался пустым. Как рассказали сотрудники магазина, весь товар был разобран еще до полудня. Стенд с куриными яйцами тоже полупустой. Зато, если успеть, упаковку из десятка яиц первой категории можно отхватить по 64 рубля.

- Сейчас, чтобы набрать корзину продуктов на всю семью, не спустив разом ползарплаты, придется запастись терпением и временем: обойти придется сразу три-четыре магазина, - поясняет Сычев, - Это можно назвать «тактикой хитрого покупателя». Закупаться в одном магазине теперь стало невыгодно. Какие-то товары стоит приобретать в магазине эконом-класса. Например, ту же гречку, сахар или яйца. А вот яблоки, как показал наш поход, в «премиуме» даже дешевле, чем в «экономе». Поэтому за ними надо отправляться во вроде бы дорогой супермаркет. Ну а в магазине шаговой доступности нам останется отовариться разве что батоном хлеба.

При этом, как уверяет эксперт, в мегаполисах, где на одной улице по три-четыре магазина, ритейлерам приходится хоть как-то сдерживать аппетиты. В малых же городах конкуренция почти полностью отсутствует, поэтому там рост цен может удержать только совесть продавца. Однако совесть, как показывают результаты и нашего, и прокурорского рейдов, - товар дефицитный. А значит и цены в ближайшее время будут только расти.

Единственная сила, которая сможет хоть как-то воздействовать на аппетиты ритейлеров, - это прокуроры и антимонопольщики. Однако последние, по словам представителей ФАС Москвы, в пешие рейды по магазинам не ходят. «Мы проводим мониторинг текущих цен на основании данных горячей линии и заявлений недовольных потребителей, - пояснили в ведомстве, - С продавцами работаем в порядке камеральных проверок: запрашиваем документы о ценах на конкретные товары». При этом, как рассказали антимонопольщики, в плановом порядке они работают только по крупным игрокам, то есть сетевым ритейлерам и гипермаркетам. Отследить всех, включая мелкие магазины шаговой доступности, попросту невозможно. «Люди должны сами жаловаться в органы, - советует Сычев. - Если покупатель видит, что ценник на какой-то товар зашкаливает и продавец попросту играет на нервах потребителя, надо писать жалобу в прокуратуру или ФАС. Тогда в магазин нагрянет проверка».

Сюжет:

Рост цен и падение рубля

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру