Поезда метро повели машинисты на автопилоте

Светлое технологическое будущее в московской подземке наступит еще не скоро

Утром 18 февраля пассажиров Кольцевой линии московского метро начал перевозить первый поезд с автопилотом. Однако сами пассажиры этого не заметили, да и не могли заметить: машинист в кабине все равно присутствует. Чем же в таком случае новый поезд отличается от привычных составов?

Светлое технологическое будущее в московской подземке наступит еще не скоро

Как заявили в пресс-службе московского метро, запущенная на Кольцевой линии «умная» система способна самостоятельно вести поезд в четком соответствии с графиком, отвечает за точность его остановки на платформе (максимальный «промах» — 3 сантиметра) и не позволяет открыть двери во время движения. Но полномочий у автопилота немного: например, продолжить движение поезда он может только после команды машиниста.

Странно. В представлении многих людей поезда с автопилотом — это такое чудо техники, которое перевозит пассажиров без участия человека. Ничего необычного, собственно, в такой технологии нет: полностью автоматизированные составы без машиниста (и без кабины) курсируют в Париже, Лозанне, Дубае. Однако Москва вряд ли сможет удивить горожан подобной новинкой.

— Москва еще не вполне Париж. Зная состояние некоторых участков столичного метрополитена — на отдельных перегонах вагон раскачивается так, что порой трудно удержаться на ногах, вряд ли пассажиры будут чувствовать себя спокойно в поезде, который не контролирует опытный профессионал. Для начала придется как минимум реконструировать часть перегонов, — говорит аналитик «ФИНАМ» Алексей Калачев.

К этому вопросу примыкает следующая проблема: в час пик плотность трафика такова, что поезда едва не упираются друг в друга. Интервал отправлений составляет в это время около полутора минут, в то время как расчетный интервал при автоматическом управлении составляет не менее 3 минут. Тут надо многое перенастраивать, включая автоматику семафоров.

— И, главное, наше столичное метро состоит все из открытых платформ. Люди часто падают на рельсы, — продолжает аналитик. — Да и в тоннель не так трудно проникнуть. Полностью автоматизированная система должна полностью исключать возможность попадания людей и других препятствий на пути. Для этого пришлось бы все перроны оборудовать защитной стеной с автоматическими дверями, хотя бы как на центральных станциях метро в Санкт-Петербурге.

В ближайшее время метрополитеновцы планируют запустить еще два поезда с автопилотом. Плюс к тому на очереди — внедрение технологии, которая позволит диспетчеру управлять составом удаленно. Все эти меры, как ни парадоксально, связаны отнюдь не со стремлением к прогрессу.

...Впервые о планах запуска поездов с автопилотом рассказал в интервью «МК» в августе 2012 года Александр Вайсбурд, занимавший тогда должность заместителя начальника Московского метрополитена — начальника службы подвижного состава. Основной причиной нововведения Вайсбурд назвал... обеспечение безопасности пассажиров.

По словам специалиста, столичной подземке с каждым годом все сложнее обеспечивать необходимое количество профессиональных машинистов: «Если раньше из 100 пришедших на работу в метро отбор проходили 90 человек, то сейчас тенденция прямо противоположная: 25–30. Все больше молодежи приходит с отклонениями здоровья. Не каждый может воспринять материал, заваливает экзамены — естественно, доверять управление поездом таким людям нельзя. Поэтому в концепции нового поезда предусмотрено внедрение автоматического ведения поездов. В обслуживании этот режим не дороже, а преимущество явное: автоматика под наблюдением машиниста управляет поездом — меньше ошибок машиниста».

Впрочем, нынешнее руководство подземки об этом не говорит, делая акцент на технологиях. Да и правильно: в сознании пассажиров московское метро должно быть не только самым красивым, но и самым надежным.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру