«Помощь уже в пути...»

Как работает московский Центр управления в кризисных ситуациях

«Мозг» главной экстренной службы столицы — Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) — начал зарождаться ровно 20 лет назад (в 1997 году вышло в свет распоряжение премьера правительства г. Москвы №796‑РП «О создании в г. Москве Единой системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях»). Туда направляются все вызовы (на номера 01 и 101), самая актуальная информация, и там принимаются все важные решения. Увидеть, что сейчас представляет собой ЦУКС, и поздравить организацию отправился корреспондент «МК».

Как работает московский Центр управления в кризисных ситуациях
Рабочее место диспетчера.

Святая святых столичной службы «01» находится в расположении Пречистенской пожарной части. Старинное здание Московского пожарного депо венчает часовня, построенная во имя всех пожарных и спасателей, погибших при исполнении своего служебного долга, и благодаря возвышающемуся кресту намоленное место видно издалека. Снаружи ансамбль ничем не отличается от соседних старинных «аристократических» строений. Но вот внутри него, вдали от людских глаз, за полутораметровыми стенами укрыт настоящий высокотехнологический командный пункт.

Известно с детства: при пожаре звонить «01». Тревожный вызов попадает в дежурную часть пожарной службы. И именно этот звонок является отправной точкой на пути к спасению. В «дежурке» вызовы идут нескончаемым потоком. На разный лад попеременно трезвонят аппараты, а милые дамы (кстати, подавляющее большинство диспетчеров — женщины) снимают трубки.

— Служба «01», оператор номер сорок семь, говорите, пожалуйста, — проходит несколько мгновений, пока девушка в форме внимательно слушает. — Пожарная машина уже выехала, уточните, с какой стороны лучше подъехать к дому? — продолжается серия уточняющих вопросов.

По словам диспетчеров, самый эффективный прием, чтобы успокоить звонящего, — это сообщить ему о том, что помощь уже в пути.

Михаил Симонов.

— И это практически так, — завидев гостя, вступает в беседу заместитель начальника управления оперативного реагирования ФКУ ЦУКС полковник Михаил Симонов. — Ведь мало кто знает, что диспетчеру требуется всего 60 секунд, чтобы не только принять входящий вызов, собрать и обработать информацию о пожаре, но и принять по ситуации решение. Всего одна минута — и в ближайшую от очага возгорания часть поступит сигнал о высылке техники.

— Что же происходит потом?

— Прибыть на место пожарные должны не более, чем за 10 минут. А пока техника с огнеборцами в пути, диспетчер уточняет все детали. Я уже второй год исполняю обязанности начальника дежурной части и скажу вам, что это далеко не все, чем может гордиться ЦУКС.

— Хорошо, расскажите тогда обо всем по порядку.

И мы отправились бороздить просторы центра. По своему устройству дежурная часть напоминает кинотеатр. «Лицом» к огромному экрану рядами расставлены столы диспетчеров. Вдали располагаются рабочие места старших смен, а на втором этаже, в закрытом «балконе», располагаются старший оперативный дежурный и его помощник.

— Вот здесь ежедневно происходит развод. Одна смена сменяет другую, — рассказывает полковник Симонов.­­ — Утром те, кто отдежурил, передают информацию сменяющим их, докладывают начальству, обсуждаются все значимые моменты дежурства.

— А сколько всего человек в ЦУКСе контролируют ситуацию в Москве?

— Всего четыре смены примерно по 50 человек. В день работают около 20 человек. При необходимости штат усиливается, сотрудники отзываются, а когда происходят серьезные ЧП, здесь на базе центра собирается экстренный штаб.

Со слов собеседника, весь состав подчиняется старшему оперативному дежурному, который принимает самые важные решения и уполномочен в экстренной ситуации при необходимости напрямую связаться с мэром столицы и министром МЧС. Кроме этих «красных» телефонов на экстренной связи с ЦУКСом находятся 19 организаций — коммунальных и экстренных служб города.

— Расскажите про рабочее место диспетчера. Почему на столе стоят два монитора?

— В перспективе будет три. На один экран выводится специальное программное обеспечение — отечественное ноу-хау, которое уже прижилось в «скорой» и в «02». Очередь дошла и до нас, — улыбается полковник. — Сейчас эта программа проходит обкатку, и, замечу, довольно успешно. Она способна автоматически высылать пожарную технику по тем параметрам, которые вбивает диспетчер. В систему занесен весь транспорт пожарно-спасательного гарнизона. Кроме того, программа показывает, где находятся гидранты, ближайшие водные объекты. Представьте себе, к системе подключено около полумиллиона камер видеонаблюдения с улиц Москвы! Диспетчер в зависимости от объекта может посмотреть то, что нужно, а некоторыми камерами он может управлять. Ко второму подключен обычный компьютер с Интернетом, к которому диспетчер может обратиться за справочной информацией.

— А для чего же будет третий монитор?

— На нем будет показываться локация, откуда идет вызов. Подавляющее большинство звонков сейчас совершается с мобильных, и идентификация местоположения вызывающего во многом поможет исключить ложные вызовы, которые, к сожалению, бывают.

Старинное здание Московского пожарного депо украшает часовня.

— Кстати о вызовах. Расскажите про нагрузку.

— В сутки к нам на телефоны «01» и «101» в среднем поступает порядка 2500 вызовов. Из них около 20% пожары, потом идут различные нестандартные ситуации: бытовые, с животными, в грибной сезон особенно популярны «потеряшки». Самый пик происходит в новогодние праздники. Народ у нас бдительный, и звонят по поводу каждой хлопушки. В эти дни телефоны дымятся — в среднем поступает порядка 17 000 звонков.

— А позитив в вашей службе есть?

— Ну понятие позитива в экстренной службе немного отличается от гражданского. Позитив у нас — это когда все живы и пожар удалось потушить.

Сюжет:

МЧС России во имя жизни 2017

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру