В школах Москвы стартует уникальный образовательный проект

Его цель — сформировать математическое мышление учащихся

5 декабря 2017 в 18:05, просмотров: 9781

Специалисты предупреждают: через каких-то 7–8 лет более половины высокооплачиваемых и перспективных рабочих мест в столице будут связаны с хорошей математической подготовкой. Похвастаться ею могут сейчас далеко не все, а времени по меркам системы образования остается в обрез. Исходя из сложившейся ситуации, уже в 2018 году столичные власти начнут выстраивать в школах Москвы «Математическую вертикаль» — новый образовательный проект, призванный заложить основы математического мышления вначале в 6–7-х, а затем и в 8–9-х классах. О целях, масштабах, перспективах и даже некоторых секретах нового подхода к формированию математических знаний школьников нам рассказал директор Центра педагогического мастерства, вице-президент Ассоциации учителей математики Иван Ященко.

В школах Москвы стартует уникальный образовательный проект
фото: Геннадий Черкасов

— Иван Валерьевич, кто и зачем придумал московскую «Математическую вертикаль»?

— Идея принадлежит главе Департамента образования Москвы Исааку Калине и Ассоциации учителей математики. Но возникла она не на пустом месте. К 2025 году, а то и раньше, более половины лучших рабочих мест в столице будут требовать от работника определенной математической подготовки, а условием его успешности на рынке труда станет наличие общей математической культуры.

— О каких специальностях прежде всего идет речь?

— Не только о новейших, вроде ай-ти или программирования, но и о самых обычных. Уже сегодня цифровые технологии, немыслимые без математических знаний, нужны водителю метро, специалисту в области эйч-ар и даже кладовщику, чьи склады автоматизируются и механизируются! Или взять столяра, работающего на 3D-принтере и станке с числовым программным управлением: что он без «цифры»?! Кстати, дети и родители прекрасно уловили этот тренд: если в 1993 году число участников математической олимпиады городского уровня едва достигало тысячи человек, то сейчас оно перевалило за 15 тысяч, а в началке в математической онлайн-олимпиаде и вовсе участвовал каждый третий школьник!

— А почему в центре проекта математика, а не, скажем, программирование?

— Так как раз проект и может подготовить и будущих программистов, которые уже очень востребованы в Москве. Ведь кто сегодня знает, каким станет программирование через 10 лет, когда нынешний шести- или семиклассник выйдет на рынок труда? Никто! Так что, обучая конкретной технологии в этом возрасте, мы точно опоздаем. А математика дает широкую базу, позволяющую в 9–11-х классах заняться и программированием, и впоследствии выбрать и эту профессию. Да и готовим мы не узких специалистов: это массовый проект!

— Сколько классов «матвертикали» откроется в школах Москвы?

— Сразу подчеркну: наш проект — не кампанейщина, а ответ на реальный запрос города и общества! В 2018 году откроются 300 классов «Математической вертикали» — но только при условии готовности учащихся. На подготовительном этапе, в январе–апреле 2018 года, мы пригласим в математические кружки учеников 6-х классов, а в декабре года текущего проведем первую, пригласительную, работу по выявлению уровня математической подготовки в 6-х классах. Школы с достойным уровнем мы пригласим в проект уже в январе 2018 года, ну а там, где мы увидим интерес ребят к математике, но работу пока напишут плохо, мы откроем кружки, подкрепив этот интерес знаниями, а также обучим учителей в ресурсных центрах, вузах и ведущих математических школах. Классы, в итоге повысившие свой уровень, присоединятся к проекту в сентябре. В 2019 году проект охватит уже и 8-е классы, а в 2019-м — и 9-е. Ну а в перспективе, конечно, хотелось бы, чтобы класс «Математической вертикали» появился в каждой школе Москвы!

— Любопытно, а кто будет вести занятия в этих классах?

— Школьные и вузовские преподаватели, а также студенты. Участие последних будет синхронизировано с проектом «Кружок от чемпиона», в рамках которого студенты — недавние победители и призеры олимпиад уже ведут в школах разные кружки. Думаю, повторением школьного материала в рамках «Вертикали» лучше заниматься учителям, а вот занимательно рассказать ребятам о чем-то новом лучше получится у студентов. Эта работа будет оплачиваться, плюс студентам зачтут педпрактику. Кстати, по последним опросам, 80% победителей и призеров олимпиад этого года готовы вести занятия в школах, хотя еще несколько лет назад их было лишь 40%.

— Значит, в школу вместе с новым проектом придут и новые люди?

— Открою вам секрет: до конца 2017 года мы объявим спецпризыв москвичей! Каждый житель столицы с высшим или незаконченным высшим образованием сможет пройти предварительное математическое тестирование, а в случае положительной оценки — полугодовые подготовительные курсы с последующим приглашением на работу в школу на проект «Математическая вертикаль». Тестирование будет анонимным: если кто-то плохо напишет тест, никто не сообщит об этом ему на работу. Так что не бойтесь опозориться: приходите, попробуйте себя!

— В «Математической вертикали» будут участвовать и предприятия? Не рановато ли для семиклассников?

— Проект сосредоточен на уровне 7–9-х классов не просто так. Именно в этом возрасте особенно важно получить хорошую математическую базу, развить мышление. Это то самое время, которое потом обеспечивает выбор в 10–11-х классах инженерной траектории, IT-траектории или финансовой аналитики. Более того, если человек собирается идти работать в бизнес, в любую другую сферу, там также будет востребована эта математическая подготовка. Таким образом, программа проекта обеспечит школьникам многоцелевую предпрофильную подготовку по математике и смежным областям и поможет выбрать дальнейший маршрут обучения. Ну а задача представителей ведущих предприятий — вести факультативы по выбору ребятами будущих профессий в 8-х и 9-х классах. Ну кто, в самом деле, расскажет школьникам о своей специальности лучше, чем молодые перспективные и успешные профессионалы?!

— В каком объеме будут изучать математику участники «Математической вертикали»?

— Уверен: механическим удвоением часов школьной математики можно лишь отбить охоту к этому предмету! Не все измеряется часами: главное, чтобы ребятам стало интересно заниматься математикой. Поэтому занятия должны вестись в форме игры, проектов, соревнований. Скажу так: в обязательную программу всех участников проекта войдут алгебра, геометрия, вероятностность и статистика, а также кружок. И все это будет очень интересно! Так что, родители, требуйте присоединения своей школы к проекту «Московская математическая вертикаль»!



Партнеры