В «Царицыно» открылась юбилейная выставка Сергея Андрияки

Искусство, пронизанное светом

06.03.2018 в 19:03, просмотров: 6321

3 марта в залах Большого дворца парка «Царицыно» открылась юбилейная персональная выставка народного художника России Сергея Андрияки. В 11 залах музея разместилось больше 500 картин — выполненные акварелью картины, небольшие натюрморты и монументальные произведения. Все в картинах — от старинных городов до букетов сирени и морских бурь — пронизано внутренним светом и легкостью.

В «Царицыно» открылась юбилейная выставка Сергея Андрияки
Фото: агн «МОСКВА»

Выставка открылась только 3 марта, а в книге благодарностей уже сотни записей: «Спасибо за ваш талант!», «Это лучшая на свете сирень!», «Никогда не думал, что акварелью можно рисовать ТАК...» И отзывов будет еще много — даже в 11 утра, в первый будний день работы выставки, в залах уже было с десяток посетителей.

...Первыми входящих встречают розы. Андрияку не зря называют мастером акварели: что бы он ни писал, все пронизывает какой-то нездешний свет, все наполнено провинциальным очарованием и ностальгией. Контраст, который так нужен жителям мегаполиса, позволяет глазу отдохнуть на тихих нижегородских улочках, посмотреть на местный кремль, на панораму Ярославля. Даже Москва на картинах Андрияки не тот шумящий и безумный, никогда не спящий мегаполис, а тихая, еще деревянная провинция. Пожалуй, единственная беспокойная акварель — пожар в Манеже в 2004 году, который случился ровно за день до выставки Андрияки. Красное, пылающее полотно передает ужас, который охватил художника, а маленькие, почти не заметные люди — беспомощность человека перед катастрофой. Художник мог потерять все свои картины...

— Смотри, какой туман, — шепчет посетительница своей подруге, — почти невесомый...

Действительно, мастеру удается поймать не то что образы, а мгновения — стелющийся по утреннему лесу туман, косой дождь, дымка над вечерней рекой... Особые секунды, которые иногда не под силу передать даже фотоаппарату. Игра со светом — тени на его картинах, кажется, и нет — делает сами полотна очень весенними, легкими. Вот «Палата общин» и «Палата лордов», вот гостиная или солнечная веранда — все застыло в одном насыщенном светом мгновении. Летняя дорога в поле, ведущая куда-то в деревню, или крыши покосившихся домиков даже у городского жителя вызывают чувство ностальгии, воспоминание из детства...

Фото: агн «МОСКВА»

— Я в Нижнем Новгороде была уже лет 30 назад, — вспоминает пожилая женщина, одной из первых пришедшая на выставку. — Знаете, детали из памяти стираются, да и город, наверное, изменился... Но я его запомнила вот таким, как у Андрияки, — кремль на горе, красный, каменный, белая церковь, двухэтажные домики...

От тихой родины художник переносит нас за границу. На картинах — рыбный рынок в Венеции, улицы Риги, панорама снежного Зальцбурга и туманный замок в Австрии, больше похожий на неприступную крепость... Удивительно, как у Андрияки похожа петербургская Мойка и каналы Венеции! Те же лодочки, та же гладь воды...

— Я давно решила, что буду учиться в Школе акварели Сергея Николаевича, — рассказала «МК» школьница Мария. — Меня первый раз с его работами познакомила подруга, тоже художница. В них есть то, чего недостает многим художникам, — ощущение. Рисовать-то умеют на самом деле многие. А вот так легко, как будто и не касаясь холста...

Напомним, что Сергей Андрияка — член Российской академии художеств, основатель и руководитель Школы акварели и Академии акварели и изящных искусств. В свое время Андрияка работал и масляными красками, и гуашью, и темперой. Занимался мозаикой и витражом, росписью по фарфору и эмали. Но в первую очередь — классической многослойной акварельной живописью. Человеку, далекому от искусства, сложно понять, что это такое. Но на выставке у всех есть уникальная возможность посмотреть, как работает мастер, как рождаются произведения. В нескольких залах сразу под оригинальными картинами расположен монитор: на видеозаписи видно, как автор создавал эту картину. Зрелище завораживающее. Вот перед вами просто желтое пространство без деталей. Рука с кисточкой наносит небольшие штрихи, росчерки. Делается это так легко и непринужденно, но через пару секунд понимаешь — эти хаотичные черточки складываются в рожь на поле! Она гнется под ветром, стебельки цепляются друг за друга... Или вот море. Средиземное, волнующееся. На ролике видно, как из ничего возникает волна, поднимается мутная вода, появляется пена, и вот уже вода набегает на побережье...

Увидеть, как Сергей Николаевич работает вживую, можно будет на бесплатных мастер-классах. Они пройдут там же, в «Царицыно», 18 марта, 1, 15 и 22 апреля. Художник сам расскажет о многослойной акварельной живописи — технике, в которой работает.

...Кроме натюрмортов и пейзажей на выставке есть совершенно другие работы. Подходишь к стенду издалека и удивляешься — откуда на стене висят веревки? А на другом почему-то вобла... На выставке есть несколько таких, суперреалистичных акварелей.

Отдельно стоит отметить большие полотна. Пройти мимо нельзя — автор писал их частями, и сейчас они висят рядом, каждый отрывок в своей раме. Создается ощущение окна, особенно если смотришь на картину «Родина». Из всех акварелей, по признанию Андрияки, она самая большая — три на шесть метров: «Чтобы посмотреть на свою картину немножечко со стороны, я использовал зеркало». Во всю стену зала царицынского дворца раскинулась даль: такая настоящая русская даль. С огромными синим небом, убегающими облаками, с полями, рекой, небольшими деревянными домиками. Кажется, что перед тобой огромное пространство — шагнешь и окажешься внутри. Но самая щемящая картина — не «Родина» и не сирень, которой из всех полотен можно набрать на огромный букет, а «Новогодняя ночь», 1984 год. Зима, где-то вдалеке светят огнями пятиэтажки, а у могилки на кладбище сидит бабушка со свечкой и маленькой елочкой перед надгробием…

Читайте наши новости первыми - добавьте «МК» в любимые источники.



Партнеры