В принципе, помимо более удобных в городе габаритов, отсутствие налога является неплохим стимулом для покупки именно мелкой машины. И городу в целом это только на пользу: экономится место и в потоке машин, и на парковках. Но поскольку г-н Шаронов давно носится с идеей превратить для москвичей владение машиной в непосильное финансовое бремя, экологические и логистические плюсы для него ничего не значат.
А ведь при «старой» власти — при г-не Лужкове — даже городская программа стимулирования пересадки людей на малолитражки существовала: в 2008 году каждому их покупателю выдавалась бесплатная топливная карта на сумму 1000 долларов. Понятно, что, учитывая градус столичной бюрократизации, из этой затеи ничего толком не вышло: после той акции продажи авто типа Daewoo Matiz выросли всего на 1%. И тем не менее...
Удивительная нелогичность в словах и делах городских властей объясняется лишь тем, что направлены они не на разрешение транспортных проблем, а на наполнение городского бюджета. Характерный штрих: по словам Андрея Шаронова, размер налога для малолитражек будет «сопоставим со стоимостью одной заправки топливом». Действительно, народ, вам что, жалко поделиться всего лишь одним баком бензина с городом (около 1000 рублей)?..
Кстати, косвенным подтверждением того, что транспортная сфера рассматривается как источник дохода для городского бюджета, может служить свежайший отчет Контрольно-счетной палаты Москвы, представленный на днях вниманию депутатов Мосгордумы. Аудиторы проверили эффективность использования городских средств Центром организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы. На что он потратил выделенные ему в 2011 году 8,3 млрд рублей?
Напомним, что в прошлом году финансирование ЦОДД увеличилось в несколько раз для того, чтобы он внедрил в городе интеллектуальную транспортную систему (ИТС). Последняя подразумевает создание системы фиксации нарушений ПДД, информационных табло с данными о заторах, автоматический мониторинг мест на парковках и ряд других функций.
Но из всех составляющих ИТС, которые должны были появиться в городе еще в прошлом году, по странному совпадению работают только две: система фотовидеофиксации нарушений ПДД и мониторинга транспортных потоков. Построить все остальное «как-то не сложилось». А систему по сбору средств с автомобилизированного населения — почему-то удалось! И этот финансовый успех закрепляется: стационарные радарные комплексы «Стрелка» появляются на улицах как грибы после дождя — их вскоре должно стать аж 600 вместо 150, уже вовсю зарабатывающих средства для городского бюджета.
И если учесть, что в структуре городского автопарка малолитражки составляют примерно 5%, легко подсчитать, что столичный бюджет получит нехилую прибавку в 200 млн рублей. На пустом месте. Вопреки здравому смыслу.