Около года понадобилось знаменитому музейному дизайнеру Ральфу Аппельбауму на создание музейной концепции Центра. Он начинается с 4D кинотеатра, возведенного внутри Бахметьевского гаража. В кинозале немного мест, сиденья установлены по кругу, а в центре стол. Гаснет свет, на двух больших экранах появляются звезды — так начинается
И вот начинается экспозиция, состоящая из 12 разделов. Первый раздел рассказывает о миграции евреев в Россию, происходившей в
— Сначала большинство евреев жили в т.н. местечках, в сельской местности, — рассказывает Борух Горин, глава департамента общественных связей федерации еврейских общин России и председатель правления Центра толерантности. — Здесь вы можете не только узнать больше о евреях, например, о том, что в то время существовало более 20 еврейских языков, хотя на территории России идиш был основным, но даже разделить трапезу с обычной еврейской семьей.
Чтобы это сделать, достаточно сесть за стол и дотронуться до подсвечника, стоящего на нем. Тогда установленный перед столом экран загорается и на нем появляется еврейская семья, готовая начать трапезу. Отобедав в еврейском доме, можно переместиться на рынок — в центре зала стоит несколько пластиковых скульптур евреев в национальных костюмах, сидящих на площади и торгующих яблоками и рыбой. Подойдя к бочке, в которой как будто бы лежат эти яблоки, мы дотрагиваемся до поверхности, и вместо яблок появляются разные фотографии. Так в музее показаны быт и жизнь евреев прошлого. Из сельской местности перемещаемся в город. Многие еврейские семьи перебрались в города в ХIХ веке. Это было связано, во-первых, с разрешением на передвижение для них, а во-вторых, с появлением железных дорог. Основная культурная жизнь кипела в кафе. Один из залов превращен в такое кафе: в зале стоят несколько столиков , за каждым из них сидит скульптура, изображающая людей, изменивших что-то в жизни евреев XIX века. Подсев за один из них, видим на столе изображение нескольких книг. При нажатии на них они превращаются в видеоролики, рассказывающие о разных сторонах жизни еврейского общества того времени.
— На самом деле, если поставить себе задачу посмотреть все видеоматериалы, представленные в нашем музее, это займет двое суток — у нас 14,5 часа видеохроники, — поясняет Борух Горин. — К тому же каждый еврей может дополнить нашу коллекцию и прислать в музей информацию о себе или своих родственниках. Или отправить на свой email понравившиеся интерактивные презентации музея.
Из кафе попадаем в синагогу: в центре одного из залов установлен большой свиток — это Тора. Только свиток не бумажный, а электронный. Нажав на любой абзац, можно увидеть перевод с идиш на русский. А чтобы впечатление было сильнее, вокруг свитка установлены скульптуры евреев, читающих Тору.
Самые трагические дни для евреев связаны с войнами — Первой и Второй мировой. Особенное внимание, конечно, уделено Великой Отечественной войне. Целую стену гигантского зала занимает экран, на котором транслируется хроника событий войны, а также воспоминания ее участников. Перед экраном настоящие цветы, они посажены в длинную клумбу перед экраном. После цветов на клумбе — голая земля, а дальше — снег... Здесь есть и раздел, посвященный масштабным репрессиям, коснувшимся евреев. Однако фотографии показаны так, чтобы их не смогли увидеть дети — они помещены в высокую витрину, до которой малыш не дотянется никак. Здесь же представлена самая большая коллекция не виртуальных, а материальных экспонатов музея. Например, молитвенник женщины, погибшей в концлагере, который чудом попал в руки карикатуриста Бориса Ефимова. Тот многие годы хранил молитвенник у своей матери, а когда та умерла, подарил его музею.
— Во время Второй мировой погибли около 3 миллионов евреев. На одной из инсталляций вы видите имена этих людей. Каждое имя повторяется раз в полгода, так много было убитых. Здесь же вы можете найти информацию о ваших погибших родственниках во время войны или холокоста, — говорит Борух Горин.
После Второй мировой войны евреи надеялись на лучшие времена. Однако «дело врачей», доклад Жданова о космополитах и вопрос эмиграции в только что созданное государство Израиль оказались не самыми простыми для этого народа. О том, как жили еврейские семьи после войны, рассказывает инсталляция в виде комнаты с воссозданной советской обстановкой. Внутри ее установлено несколько полупрозрачных экранов, на которых то появляются, то исчезают жители этой квартиры: муж, жена и их маленькая дочь. О чем они говорят, какие поют песни, что делают — можно долго наблюдать за героями инсталляции. Последний раздел связан с современностью. На больших экранах транслируются мини-интервью с русскими евреями, живущими на территории РФ или уехавшими в Израиль. Но самый важный раздел музея, пожалуй, последний. Это интерактивный зал с несколькими десятками сидений, у каждого из которых установлен айпад. С его помощью можно узнать о толерантности в принципе: пройти опрос, посмотреть ролики о том, как нетерпимое отношение к людям других рас или вероисповеданий может отразиться на вашей жизни. Самая показательная история о юноше, который с друзьями напал в парке на нескольких приезжих. Их избили до полусмерти. А на следующий день выяснилось, что один из тех самых приезжих — врач, который должен был оперировать мать одного из нападавших. Но он не смог прийти на операцию, поэтому мать драчуна умерла.
Музей действительно получился высокотехнологичным, интересным и интерактивным. Хотя, возможно, мультимедиатехнологий даже больше, чем реальных экспонатов. Но это не портит картины. А главное, устроители музея надеются, что он будет не только информировать молодых евреев об их истории, но и способствовать развитию толерантности в многонациональной России.
Для широкой публики музей откроется в понедельник.