Жизнь с банного листа

От 30-градусного парника на улицах лучше всего спасаться в парной

 

Неделя началась с прихода в Москву экстремальной тридцатиградусной жары и отключений горячей воды. Куда горожанину податься? Нет, не на речку, как уже решили некоторые особо разгоряченные москвичи. В недостаточно прогретую воду ни врачи, ни спасатели как раз соваться не рекомендуют. Другое дело — русская парная. Для здорового организма — самое оно: поры очищаются, кожа дышит. Так что идите в баню.

Однако русских бань в столице осталось мало. Кругом сауны и СПА-салоны. В январе снесли одряхлевшие Можайские бани. Скоро снесут Донские. Но стоит ли жалеть об этом? Может быть, это естественное развитие города? Или древнюю русскую традицию необходимо сохранить как часть нашей культуры? «МК» постарался разобраться в проблеме.

 

От 30-градусного парника на улицах лучше всего спасаться в парной

 

«Мы, пенсионеры столицы, обращаемся к вам с просьбой привлечь внимание москвичей и правительства города к проблеме уничтожения общественных бань», — такими словами начинается коллективное письмо, пришедшее в газету «МК». Пенсионеры обеспокоены сносом Донских бань. «А зачем вы пошли в баню? У вас что, ванной дома нет?» — вспоминается цитата из «Иронии судьбы». Ванная дома есть у всех. Но бани — это особая культура мытья, русская традиция, уходящая в историю. Или уже ушедшая?

«Для жителей Южного округа бани важны тем, что многие ветераны живут не в комфортных условиях, а в коммунальных квартирах, где нет возможности воспользоваться простой ванной» — писали ветераны в Департамент торговли и услуг, отвечающий за городские бани. И добавляли — снизьте цены! Дорог нынче пар. Но Донские бани давно частное владение, город за него не в ответе. Именно по этой причине многие московские бани пропали. Город старается сохранить хотя бы то, что осталось.

За период с 2002 года количество предприятий, оказывающих населению услуги бань и душевых, увеличилось в два с половиной раза, сообщают в Департаменте торговли и услуг. Сегодня в столице насчитывается более двухсот небольших бань и саун, 32 банных объекта с залами общего пользования (до 1990 года в Москве такие услуги предоставлялись 55 предприятиями). Из них 4 бани — банно-оздоровительные комплексы «Переделкино», «Внуковские бани», «Некрасовские бани» и «Банно-оздоровительный комплекс на Дубнинской» — являются открытыми акционерными обществами, 100% пакета акций которых принадлежат городу Москве (были введены в эксплуатацию за счет бюджетных средств в 1999—2004 годах), 23 предприятия являются собственниками помещений (Сандуновские, Ржевские, Астраханские, Коптевские, Бабушкинские, Варшавские, Донские, Покровские и др.), и 8 организаций арендуют помещения под банные объекты у города Москвы (Краснопресненские, Воронцовские, Сходня, Востряковские, Измайловские, Очаковские, Лосиноостровские, Щербинские).

При этом в департаменте понимают: потребность населения в услугах бань общего пользования на сегодня не в полной мере удовлетворяется в силу недостаточного количества действующих бань общего пользования и недостаточного уровня качества предоставляемых услуг. Прибавьте к этому антисанитарию, старую мебель и немалые цены. Кто захочет идти в баню?

В Европе 60 процентов посетителей общественных бань — молодежь. А у нас бани — клуб для тех, кому за пятьдесят. Задумались, отчего так. Ответ долго искать не пришлось. Молодежь не ходит в русские бани из-за двух неприятных стереотипов. Первый — в банях пьют (спасибо отечественному кинематографу). И второй — в банях грязно, негигиенично и вообще не дай бог грибок подхватить.

Как же так получилось? Бизнес выгодный, сегмент востребованный, а отрасль не развивается. Бани по-прежнему испаряются из больших городов. «Частным инвесторам неинтересно вкладывать в бани, — объясняет директор одной из бань Артем Букин. — Пару лет назад действовала городская программа под строительство бань. Участки выставлялись на аукционы. Но никто ими не заинтересовался. Они были либо у кладбищ, либо в промзонах. Кто туда поедет париться? Выставлялись участки с частичным городским владением. Но цены были рыночные — высокие. Срок окупаемости — 15 лет. Город оценивает баню не как социальный объект, а как торговый комплекс. Были бы участки в доступных местах и с разумными ценами, инвесторы бы подтянулись».

Глава Департамента торговли и услуг Алексей Немерюк вроде и понимает, что многие москвичи любят бани и обеспокоены их исчезновением, но не считает эту проблему острой. Тут проясняется еще один момент. Банщики разъединены, у них нет никакого профсоюза. «Во многие бани сейчас пришли новые директора. Надо объединять силы. Пора создавать профсоюз», — уверен Букин. «Не всем он нужен, — считает Максим Пашков, директор Сандунов. — Чтобы люди пошли в профсоюз, им нужно что-то дать. Просто членство не дает никаких преимуществ. Если бы профсоюз обеспечивал им льготы на арендную плату и коммунальные услуги, они бы с охотой туда вступили. Но никаких льгот нет». Каждый год арендная плата за землю растет, растут тарифы на газ, воду и тепло. Баням приходится повышать цены на входной билет.

Чтобы изменить ситуацию к лучшему, нужна помощь федерального уровня, говорит Пашков: «Путин у нас радеет за бани. И многие министры любят попариться. Но бани все равно исчезают. Как и профессия парильщика. В советское время они были востребованы, имели льготы. А сегодня ничего этого нет. Поэтому люди ушли из профессии. Мы тоже сами учим новичков парению, проводим аттестацию. Чтобы что-то менялось к лучшему, директора бань должны брать инициативу в свои руки. И, самое главное, прививать любовь к бане детям».

То, что русская баня — прекрасное средство для укрепления здоровья, доказывать не надо. Само собой, при наличии каких-либо заболеваний перед посещением бани нужно проконсультироваться с врачом. Если проблем со здоровьем нет, то русская баня прекрасно расслабит, снимет стресс. Если окончательно не исчезнет с лица города. Кстати, до 2016 года в Москве должны появиться восемь новых бань, будут реконструированы еще две. К тому времени, может, и профсоюз банщиков появится. Кроме них, никто русские общественные бани развивать в городе не станет. А любители пара будут топить печи в деревнях. Или мыться в ванной. «Но ведь в ванной нет пара!» — снова вспоминается цитата из «Иронии судьбы».

Историческая справка

Русские бани упоминаются еще в «Повести временных лет». Если верить летописцу, то Андрей Первозванный удивлялся русичам, которые хлестали себя прутьями почти до бесчувствия: «Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье».

Московские бани по большей части описывали иностранцы, изумляясь дикости и распутству. Но и среди иностранцев встречались поклонники русских бань. Например, личный врач императрицы Елизаветы Петровны португалец Санчес.

В 1787 году казенных и торговых бань в Москве насчитывалось уже около 70. Строились они, как правило, возле рек и прудов. В XVII веке, во времена царя Алексея Михайловича, банные строения начали отдавать на откуп частным лицам и всячески поощрять строительство новых бань.

Небольшие деревянные бани топились по-черному — дым выходил через оконца и двери. В более дорогих — каменных — имелись печные трубы, были предусмотрены дополнительные удобства для моющихся. Но устройство и тех и других было примерно одинаковым. Обязательный колодец с «журавлем». Сама баня нагревалась большой печью с каменкой. Внутри помещение делилось на мыльню и парную с полками.

Баня была доступна каждому москвичу. Власти строго следили, чтобы содержатели бань не поднимали цены на свои услуги, в первую очередь для простонародных отделений. Повышение цен допускалось для отдельных пристроек с особыми удобствами.

Долгое время в общественных банях не было разделения на мужскую и женскую половины, мылись и парились все вместе. «Банный вопрос» обсуждался даже на церковном соборе 1551 года, который осудил эту традицию и строго запретил «разврат». Тем не менее понадобились долгие годы и даже принятие Сенатом соответствующего Указа от 21 декабря 1743 года, запрещавшего мужчинам и женщинам париться вместе, чтобы потихоньку изжить патриархальный уклад совместного мытья. Еще один указ был издан в екатерининские времена. Он предписывал содержателям торговых бань строить раздельные помещения, а в женскую часть пускать только мужчин, обслуживающих бани, да еще врачей и художников.

В XIX веке спрос на бани только возрастал. К концу XIX столетия в Москве было порядка сорока бань, из которых наиболее известными были Сандуновские, Центральные (Китайские), Селезневские, Пресненские (Бирюковские), Суконные, бани при гостинице «Эрмитаж» на Трубе, Малышевские (ныне — Ржевские) и многие другие.

Целый ряд бань был построен и в советское время. Среди них хорошо известные и любимые москвичами Донские, Воронцовские, Дорогомиловские, Дангауэровские, Варшавские, Усачевские, Калитниковские.


Татьяна Меликян

 

 

ПРОГНОЗ НА БЛИЖАЙШИЕ ДНИ

С 15 мая над Казахстаном и Поволжьем начнет формироваться новый жаркий антициклон, в периферии которого мы и окажемся. Несмотря на довольно теплую погоду, над Москвой ожидается переменная облачность, не исключены кратковременные дожди. В среду и четверг температура будет одинаковой: ночью в столице ожидается +15...17 градусов, по области +13...18, а днем +27...29 и +25...30 соответственно. 17 мая дожди также вероятны. Ночью столбик термометра поднимется до +18 градусов, а днем — до +27. Начиная с субботы, 18 мая, южный антициклон уступит место арктическому, после чего станет чуть прохладнее: в темное время суток +9...14, в светлое — +20...25.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру