БОТАНИКА НА РУИНАХ

29 ноября 1999 в 00:00, просмотров: 469

Есть люди, которые думают, что в школе самое главное — учеба. Но времена меняются. Не исключено, что в скором времени в московских школах, расположенных в центре столицы, основным занятием станет тренировка быстроты реакции и резвости ног... Денег на капитальный ремонт московских школ сегодня в городском бюджете нет и не предвидится: расходы на социальные нужды города сокращаются (подошла пора платить по долговым обязательствам, а долг, как известно, платежом красен). Нехватка денег привела к тому, что в некоторых школах положение сложилось просто аховое: то трубы протекают, то потолок грозит обвалиться, то фундамент проседает. При этом в Москве продолжают с помпой открывать новые супершколы — светлые, уютные, начиненные современным оборудованием, а про школы старые, затерявшиеся в узких городских переулочках, кажется, забыли... В настоящее время в Москве насчитывается примерно 70 школьных зданий довоенной постройки. Как показывают проверки, за 60 с лишним лет их деревянные перекрытия изрядно подпортились, а местами и вовсе сгнили. Все это хозяйство висит над головами бедных школяров, и если не сделать ремонт, когда-нибудь на них непременно рухнет. Вот яркий примерчик — школа №50 (Кропоткинский пер., 10). Под школой проходит труба теплотрассы, снабжающая горячей водой окрестные здания. Трубу совсем недавно прорвало, и школа едва не "уплыла". У школьного здания "всего лишь" на 10 см просел фундамент, а по стене прошла сквозная трещина. Тепломагистраль вроде бы залатали, но школьная администрация до сих пор боится открывать у себя избирательный участок в день думских выборов (для этого надо открыть вход в школу, как раз в аварийной части здания): вдруг школа еще раз "поплывет" и кто-нибудь куда-нибудь провалится? Другой пример: школа №40 (Хохлов пер., 8), построенная в 1936 г. Капитальный ремонт в ней делался в последний раз почти тридцать лет назад. Тепло в здание подается, как и в большинстве старых школ, не через подвал, а сверху, через чердак. И вот представьте, что будет, если труба, как всегда не вовремя, лопнет, и кипяток вместе с перекрытиями и штукатуркой хлынет вниз, на головы школьников... Рядом стоят суперпрестижные и сверхдорогие жилые дома, но дети местных нуворишей и политической элиты в этой школе не учатся. Так что, не приведи Господь, случись что — школу прикроют, детишек раскидают по соседним, а на этом месте возведут очередной элитный "хауз". Школы в центре столицы многим просто мешают. Так, школа №36 (1-й Зачатьевский пер.) расположена на территории Зачатьевского монастыря: ее построили в середине 30-х на месте взорванного храма. Пятьдесят с лишним лет в ней худо-бедно учили детей, но сейчас землю вернули прежнему владельцу. Понятно, что монастырские недовольны светским соседством и пытаются школу выселить, чтобы на ее месте восстановить разрушенную святыню. Но не выгонять же педагогический коллектив и учеников на улицу... Решение проблемы вроде было найдено: школе подыскали здание, расположенное неподалеку, во 2-м Обыденском пер. Но вот беда: новые "хоромы" нуждаются в полной перестройке — начиная от подвода новой теплотрассы, внутренней перепланировки и заканчивая строительством дополнительного корпуса. Денег на это пока что нет, а вот распоряжение Комитета по образованию о переезде в новое здание к 1 сентября есть... К несчастью, эта школа относится к разряду "бедных": в ней учатся детишки, многие из которых живут в малообеспеченных и неполных семьях, поэтому в другие школы района их возьмут с неохотой (а вокруг находится несколько очень престижных спецшкол и гимназий). Так что, судя по всему, придется им и дальше учиться в "монастырской" школе на птичьих правах (благо церковники пока что никого взашей не гонят) или же, что гораздо хуже, переезжать в неотремонтированную школу. Найти "лишние" деньги на ремонт школ в центре столицы — задача на сегодняшний день практически невыполнимая. Ведь большинство школ, нуждающихся в реконструкции, находятся в центре города, где строительство, как известно, очень дорогое. А чем привлечь потенциального инвестора? Да особенно-то и нечем: это вам не особнячок в тихом переулке, который запросто можно отреставрировать и сделать из него офис-конфетку. Это социально значимый объект, а посему продаже не подлежит и инвесторов не привлекает. Директора же школ имеют право сдавать свои помещения в аренду и получать за это хоть какие-то деньги только некоммерческим организациям, у которых средств, сами понимаете, кот наплакал. Впрочем, деньги на нужды образования в Москве вроде бы регулярно выделяются, и их количество даже растет: 6 млрд. в 1998-м, 6,9 млрд. в этом и 8,2 млрд. руб. в 2000 году. Но, во-первых, это гораздо меньше реальной потребности города (на школы нужно как минимум 10—12 млрд. руб.), во-вторых, далеко не факт, что все выделенные средства дойдут непосредственно до школ, и в-третьих, опять-таки неизвестно, сколько из этих денег "съест" к концу года инфляция. Поэтому в школе №54 (ул. Доватора, 5) капитальный ремонт с переменным успехом велся аж девять лет и только в этом году наконец был закончен, осталось только разобраться с недоделками. Но это так, пустячок, всего года на два... По словам депутата Мосгордумы Владимира Васильева (он "ведет" в законодательном собрании вопросы образования), городу остро необходима программа реконструкции школ довоенной постройки, но пока до разрушающихся школ руки у властей не доходят: "В свое время было принято мудрое решение, что нужно разработать программу реконструкции школ довоенной постройки на 3—5 лет вперед, и уже под нее Департамент финансов должен выделять средства. Но эта программа так и не была принята. Когда мне говорили, что нет денег, я отвечал: "Объясните мне, для чего мы строим школы вне Москвы?" 50 млн. руб. на строительство школ в Великом Устюге и в Севастополе — нашлось. Приезжаешь в Севастополь, а там стоит такая великолепная школа с надписью: "Эта школа построена на деньги московского правительства". Откуда у правительства "свои" деньги? Это наши, народные деньги, которые ему дано право распределять, причем это право дала Московская Дума. Ясно, что мы таким образом проводим межрегиональную политику, но, может быть, правильнее было бы привлечь для этого федеральные программы, а не только московские? Нужно найти всего 50 млн. руб. на создание проектно-сметной документации по реконструкции аварийных школ в центре столицы. Но даже этих средств не выделяют. В конце концов, можно было бы привлечь резервный фонд мэра, предназначенный для особых ситуаций, в том числе и для таких, в которой оказались московские школы довоенной постройки". Так что тем, кто боится, лучше всего приходить в класс в каске (желательно металлической) и не снимать ее все время, пока находишься в школе. Или, опять же, можно сесть ближе к двери, чтобы в случае чего первым в нее выскочить. Если успеешь, конечно...



    Партнеры