Как свернуть снег в трубочку?

Из мультяшной “зимы” можно приготовить хороший обед

3 января 2002 в 00:00, просмотров: 599
  Зима в кино — это скрипучий снег под ногами, белоснежные сугробы и клубы пара из дымохода. Режиссеры нервно ловят ненадежную натуру, которая то и дело грозит растаять и уйти до следующего года. Совсем другое дело в анимации — здесь можно создать “свой” особенный снег и снимать мультфильмы хоть весной, хоть летом. Но о том, как делается зима в анимации, зачастую остается только догадываться.
     Киношный снег — очень благодарный материал, обладающий удивительными свойствами и умеющий создать нужное настроение у зрителей.
     — Не зря “Снежная королева” Льва Атаманова сплошь построена на снежных вещах, — говорит режиссер Гарри Бардин . — Там снег — это холод, это льдинка, попавшая в глаз Каю. С другой стороны, “Серенада солнечной долины” или “Ирония судьбы, или С легким паром!” — это феерия и волшебство.
     Советская классика мультипликации собрала в своей коллекции множество “снежных” шедевров. Взять, к примеру, “Топтыжку” Федора Хитрука с потрясающим красным солнцем и снегирем на фоне белоснежных сугробов. Или “Сказку сказок” Юрия Норштейна , где крупные снежные хлопья говорят сами за себя и пробирают до глубины души каждого. А еще трескучий мороз в “Жил-был пес” Эдуарда Назарова и “Зима в Простоквашино” Владимира Попова , “Варежка” Романа Качанова и “Падал прошлогодний снег“ Александра Татарского ...
     В кукольной анимации снег делают двух видов. Самый любимый материал для зимних тропинок и сугробов — обыкновенная соль (иногда ее заменяют на манку). С одной стороны, соль обладает мелкой фактурой и хорошо сыплется, с другой — достаточно тяжела, чтобы не сдувалась от легкого дыхания, как, например, сахарная пудра.
     — Сахарный песок дорогой, и это главная причина, почему его не используют, — говорит художник Марина Курчевская . — Кроме того, он другой фактуры и блестит. Хотя если нужен блеск, как раз берут сахар.
     Но в некоторых случаях все сыпучие материалы бессильны, когда режиссеру требуется положить снег на разлапистую ель, покатую крышу или изобразить сосульки. Тогда в дело вступает синтепон или вата, смазанная крахмалом, — совсем как в старые времена делали елочные игрушки. Чтобы казалось, что ноги куклы вязнут в снегу, аниматоры пускаются на всяческие ухищрения: укладывают снизу слой поролона, смазанного клеем или белилами, а соль в “рабочих” местах сбрызгивают лаком для волос “Прелесть”, чтобы натура не шевелилась.
     — Все необходимое для рождественской сказки “Чуча” я покупал в Голландии, — говорит Гарри Бардин, — спрей для инея на стекле, снег... Чтобы снег был искристым, мы мешали сахар, специальную голландскую присыпку и вату.
     Еще одно природное явление — вьюги и бураны — добавляет не только колорита экранной зиме, но и забот художникам. Снежинки не заставишь лететь помедленнее, чтобы успеть заснять их покадрово.
     — Перед макетом кладется стекло на черном бархате и ставится полупрозрачное зеркало, — рассказывает режиссер Мария Муат . — Затем расческой делается “вжик” по соли и снимается кадр. Затем — еще один “вжик” и новый кадр. В зеркале снег отражается, и получается типичная метель.
     Для имитации вьюги художники расчеркивают крупной шкуркой целлулоид, совершая “вжики” в одном направлении, отчего он становится мутным и в движении прекрасно изображает снежные вихри. Падающий снег рисуется на листах целлулоида и потом впечатывается по кадрам в основной “кукольный” материал. Если один и тот же снег “тянуть” в разных экспозициях, то в кадре появляется глубина: крупные снежинки вблизи, мелкие — где-то на горизонте.
     Хорошо сделанный снег — процесс трудоемкий, но эффект от него стоит затраченных усилий и фантазии. Художники признаются, что нарисованный на целлулоиде снег после использования сворачивается в трубочку и передается от одной съемочной группы к другой. Вероятно, с новогодними пожеланиями счастья и удачи...
    



Партнеры