Люди, вы свиньи!

  Совсем недавно в Америке родилось пять очаровательных розовых поросят: Милли, Криста, Алексис, Каррел и Дотком.
     С виду обыкновенные свинюшки. Генетически они промежуточный этап между свиньей и человеком. В каждой клонированной свинке присутствует как минимум два гена человека. Такой свинский эксперимент поставили не абы как. Появление на свет этих чудо-хрюшек в скором будущем позволит решить проблему нехватки органов для трансплантации. Как это ни обидно, но свинья нам по-прежнему ближе всех, поэтому и породниться с ней проще простого.

    
     Трансплантация искусственных органов во всем мире считается делом совсем непростым, а в России специалистов в этой отрасли и вовсе по пальцам пересчитать. Пожалуй, самым выдающимся и авторитетным российским хирургом, который с пересадками на “ты”, остается директор НИИ трансплантологии и искусственных органов Валерий Иванович Шумаков. Он меняет людям их органы уже добрых 30 лет. На счету Валерия Шумакова около ста удачных пересадок сердца и разработка множества новых инструментов и приборов. Недаром президент Путин за “выдающиеся достижения в области здравоохранения и медицинской науки” вручил Валерию Ивановичу орден Святого апостола Андрея Первозванного. К нему-то, к Шумакову, мы и отправились за новостями о чудо-свиньях. Увы, на заснеженной территории НИИ трансплантологии и искусственных органов признаков свинофермы обнаружено не было.
     — Валерий Иванович, как поется в детской песенке, “наш отряд хочет видеть поросят”. Где же эти “очеловеченные” свиньи?
     — Я вам отвечу строками оттуда же: “...после приходите!” У нас в России таких свиней еще нет. Их вывели, но операций с подобными органами на человеке не проводили. Вот годика через два готовность поросячьих органов занять место в теле человека можно будет проверить на практике.
     — Почему все-таки свиньи?
     — Свинья уже давно стоит на вооружении ученых, занимающихся трансплантологией. Было обнаружено, что даже у ближайших родственников человека, обезьян, нет такого количества совпадений на генетическом уровне с человеком, как у свиньи. У хрюшек, как и у нас, присутствует четыре группы крови и подобие резус-фактора.
     — Если у обыкновенной хрюшки и без того такое количество совпадений с человеком, зачем же надо было каких-то особенных клонировать?
     — Основная проблема с пересадкой органов животных человеку состоит в том, что в клетках млекопитающих (за исключением человека и некоторых обезьян) присутствует некий фермент, из-за которого пересаженные органы погибают. У нововыращенных клонированных поросят этот фермент практически отсутствует, а следовательно, повышается процент успешных пересадок без последующих осложнений.
     — Интересно, когда все-таки такие человекопоросята появятся и у нас?
     — Очень скоро. Сельскохозяйственная академия уже принялась за эксперименты, и в скором будущем мы начнем пересаживать их органы. Правда, пока непонятно, где свиньи будут содержаться. Но скорее всего при институте, и ухаживать за ними станут наши сотрудники. Хотя не исключено, что хрюшек будут привозить непосредственно перед операцией. Но я повторяю, говорить об этом еще рано.
     В настоящее время, по статистике, только в экономически развитых странах около 150 тыс. человек нуждаются в пересадке донорских органов, но лишь у 10 процентов из них есть шанс дождаться трансплантации. Плюс ко всему, подобрать полностью подходящий по всем параметрам орган просто невозможно, отсюда вытекает неизбежная опасность отторжения. А если учесть стоимость такой операции, то становится понятным: счастливыми обладателями новых органов могут стать далеко не все нуждающиеся. Например, в США трансплантация почки стоит более 120 тыс. долл., не считая дальнейших пожизненных расходов на лекарства в сумме 7 тыс. долларов. В России пересадка почки обойдется коммерческому больному намного дешевле, опять же не считая расходов на лекарственные препараты.
     Пересадка человеку органов и тканей животных стала наиболее разумным решением этой проблемы. На первый взгляд, все складывается прекрасно и удивительно: сердце животного на порядок дешевле человеческого, да и “доноров” можно навыращивать достаточно.
     В принципе удачные операции, когда для человеческих нужд приспосабливали органы свиней, уже были. Правда, свинячьи трансплантаты вживлять в человеческий организм не пробовали, они функционировали вне тела пациентов, находясь в специальном питательном растворе. А вот обезьянам свиные органы пересаживали. Причем как обычных хрюшек, так и клонированных. Так вот, после пересадки сердца обезьянам от клонированных свиней, то есть человекосвиней, у которых отсутствовал коварный фермент, мартышки жили 40—60 дней, тогда как при пересадке сердца от обычных свиней не протягивали и часа.
     — Валерий Иванович, но даже если все сложится удачно и у нас появятся такие человекосвиньи, какие проблемы могут возникнуть при трансплантации?
     — Вирусологи считают, что спящие в организме животного вирусы в новой окружающей среде могут очнуться и станут для человечества источником ранее невиданных страшных эпидемий. Существует версия, что СПИД попал в организм человека после того, как начались эксперименты с пересадкой органов обезьян людям. Так, в 1963 году человеку была успешно пересажена почка шимпанзе, которая функционировала в течение девяти месяцев. Позднее пробовали пересадить человеку сердце и печень приматов. Но результаты таких экспериментов не слишком обнадеживали. Множество причин сдерживает использование человекообразных обезьян для целей трансплантации. Это и ограниченное количество этих животных, и трудности выведения их в неволе, и невозможность обезопасить больного от инфекционных заболеваний донора, не говоря уже об этических проблемах, связанных с умерщвлением обезьян. Пока еще никто не знает, в течение какого времени будет функционировать в организме человека пересаженный чужеродный орган животного, даже если он приживется.
     — Значит, свиньи вытеснили обезьян с пьедестала почета?
     — Просто они к нам ближе. Со свиньями и дела обстоят намного проще, чем с приматами. Их никто не принимает за редкий исчезающий вид, хрюшек легко выращивать и содержать, а их органы сходны с человеческими по размерам и физиологии. Если уж мы не отказываемся от хорошо прожаренной отбивной или бекона с яичницей, почему же должны вставать какие-то моральные проблемы с использованием поросячьих органов в трансплантологии?! Есть, правда, проблемы, которые возникают на почве панического страха и брезгливости. Для многих пересадить в свой организм свинячье сердце — все равно что сродниться с Пятачком и переселиться в свинарник. Доходит до смешного: люди боятся, а вдруг после операции появится жесткая щетина, нос превратится в розовое рыльце, а вместо слов будут вырываться только невнятные похрюкивания? Но в таком случае после прививки коровьей оспы у всех людей должны были вырасти рога, но не выросли же.
     Против опытов по пересадке свиных органов выступили представители ислама, для которых свинья настолько грязное животное, что они их даже не едят, не говоря уж о пересадке поросячьих органов в человеческий организм. Плюс ко всему в ряде арабских стран законом запрещена даже обычная процедура пересадки органов от человека человеку. Как сказал один из иракских шейхов: “Бог создал нас совершенными, и невозможно, чтобы человек вносил свои изменения”. Православная церковь терпимо относится к трансплантологии, считая, что пересадка органов как акт врачебной помощи тяжело больному человеку не противоречит церковным канонам.
     Так что долго ли, коротко ли, но в скором будущем процедура пересадки органов животных, в частности свиньи, человеку будет совершенно обычным делом. По прогнозам специалистов, первая подобная операция может состояться уже через два года, и ничего страшного в этом опыте нет.
     Кстати говоря, если человек вдруг окажется по натуре свиньей, то поросячье сердце к этому не имеет никакого отношения.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру