Визит дамы

Егорьевск переходит на финно-угорскую одежду

11 февраля 2002 в 00:00, просмотров: 274
  Ломать — не строить, а придумать новое легче, чем восстановить старое. Тем не менее некоторых из нас сложности только вдохновляют. К таким “сумасшедшим” можно отнести жительницу Егорьевского района Светлану Мусину. Она взялась восстанавливать национальный костюм финно-угорских племен по бронзовым украшениям, найденным в жабкинском могильнике Егорьевского района.
    
— Мало кто знает, что славяне — далеко не первопроходцы на нашей земле, — рассказывает Светлана. — Шатур, пешер, река Воря — не славянские названия. Примерно 7 тысяч лет назад, задолго до прихода в мещерский край славян из Киевской Руси, здесь жили финно-угорские племена. Это очень мирные товарищи, занимались они земледелием, животноводством, пчеловодством, ткацким промыслом, охотой. А жители приречных селений — рыболовством. Воинственные славяне подмяли их под себя. В результате от финно-угров не осталось ни культуры, ни письменности — одни только могильники. А в женских могильниках — массивные и одновременно изящные бронзовые украшения — бусы, шейные гривны, нагрудные бляхи, застежки-сюльгамы, браслеты, перстни и пояса. Ни одно украшение, найденное в могильниках, не повторяется. Все они, естественно, ручной работы. К этим украшениям прилипли кусочки грубой ткани — скорее всего шерсти...
     Этого минимума информации хватило студентке-пятикурснице Московского государственного открытого педагогического института для реконструкции женского костюма древней Мещеры. Почему женского? Потому что в мужских могильниках остались только кусочки кожи, предметы вооружения, конского снаряжения и топоры-кельты. Украшений охотники не носили, чтобы не создавать лишнего шума.
     При реконструкции костюма Светлана ориентировалась на национальные костюмы марийцев, мордвы, прибалтов и венгров, на одежде которых остались бляхи как воспоминание о своих корнях.
     — Красный цвет не был присущ для финно-угорских племен, — показывает мне эскизы костюмов Светлана. — Они жили в средние века, никаких красителей тогда не было, поэтому и гамма цветов костюмов сдержанная.
     Светлана считает, что комплекс одежды включал нательную и верхнюю легкую одежду, набор теплой межсезонной и зимней одежды, а также съемные детали и украшения. Основной материал одежды — белый льняной или посконный холст (изготовленный из конопли), прямой покров рубахи и белой верхней распашной одежды, ременные оборы, сапоги со сборами, а также обычай обертывать ноги онучами. Голова женщины покрыта покрывалом, стянутым венчиком — лентой из бронзовых витушек, нанизанных на четыре ремешка. Сзади венчик застегнут ажурной застежкой с колокольчиками. Волосы женщины заплетены в косу, в которую вплетено семь крупных бронзовых колокольцев.
     Основной нательной одеждой женщин была рубаха туникообразного покроя — панар. Поверх рубахи надета распашная кофта с округленными формами. На шее женщины — два ожерелья: одно из красных пастовых бус, ниже — из бронзовых пронизок и колокольчиков. Ноги женщины обмотаны и обуты в кожаные полусапожки, украшенные спереди бронзовыми пронизками, сзади — шумящими подвесками.
     Ну а теперь самое главное — ради чего это все так подробно описано. Со дня на день в Егорьевском районе начнется пошив финно-угорских костюмов — сначала для местного танцевального коллектива, а уж потом и для всех желающих приобщиться к старине. А финно-угорские украшения вообще скоро станут визитной карточкой района.
    


Партнеры