Пять лет — не срок

Верни Родине знания!

28 февраля 2002 в 00:00, просмотров: 423
  Распределение студентов, казалось бы, давно кануло в Лету. Нынешним выпускникам не приходится пахать 3 года по обязаловке на родное государство. Однако, судя по всему, старая система готова появиться вновь — в другой форме, но с прежним содержанием: государство 5 лет учит студента — студент 5 лет работает на государство.
  
  
     В советские годы распределение было мероприятием принудительным и непопулярным: кому охота ехать учителем в отдаленную деревню или идти на завод рядовым инженером! Каждый “косил” от него как мог: девушки срочно выходили замуж и становились мамами (им давалась свобода выбора работы), ребята же запасались справками о неизлечимых болезнях. Нынешние студенты, впрочем, тоже не горят особым желанием напрягаться учителем в школе или агрономом в совхозе. По словам министра образования РФ Владимира Филиппова, почти 50% выпускников педвузов не доходят до школы, 70% выпускников-аграриев не доезжают до села. Государство потратило на их обучение немалые деньги, а отдачу получило, мягко говоря, небольшую.
     Исправить ситуацию могут государственные возвратные субсидии . Между абитуриентом, не прошедшим по конкурсу на бюджетное место, и учебным заведением будет заключаться контракт . Вуз на казенные деньги (они поступят из федерального бюджета) учит студента, а потом выпускник обязуется отработать 3—5 лет по распределению. Выгода для всех очевидна: студент получает бесплатное образование, вуз — дополнительные деньги, школы и больницы — молодых специалистов. Эксперимент затронет, разумеется, только государственные вузы. Правда, не все: распределить выпускников в промышленность будет довольно трудно — в большинстве случаев бывшие госпредприятия давно уже стали акционерными обществами.
     Нечто подобное уже было в России до революции. Студенты из бедных семей (их называли “казеннокоштными”) бесплатно учились в университетах, но потом служили 6 лет чиновниками или младшими офицерами. А Москва уже сейчас успешно реализует данную схему: студенты городского педуниверситета после окончания учебы распределяются в столичные школы.
     Распределение “государственных” студентов по новой системе будет проходить, скорее всего, по рейтинговому принципу — в зависимости от успехов в учебе, науке, общественной деятельности. Кто лучше учился и проявлял большую активность — тот первым и будет выбирать себе место отработки. А неудачников из конца списка ожидает распределение в глухую тмутаракань. После того как молодой специалист честно “отмотает” свой срок, государственная субсидия будет считаться погашенной — и “крепостной” обретет свободу. Если же выпускник не горит желанием горбатиться несколько лет на государство, ему придется вернуть в бюджет все до копеечки. В первую очередь это относится к тем ребятам, кто собирается работать за границей.
     Подобные отношения между государством, вузом и студентом должны быть, по мнению Владимира Филиппова, закреплены распоряжением правительства. Эксперимент начнется предположительно в январе 2004 года.
    



Партнеры