Бомбы подземелья

Реутовский мост построили на советских боеприпасах

25 апреля 2002 в 00:00, просмотров: 335
  Бомба была сильно изъедена ржавчиной — время и земля, пробуя бомбу на зуб, оставили на ней свои следы. Я потрогал рыжий металл — теплый. То ли весеннее солнце нагрело железо, то ли потому, что своя, не немецкая. За вчерашний день это была уже 27-я авиабомба, извлеченная из земли возле реутовского моста, через который от Москвы уходит Владимирский тракт.
     Мост построили в 1949 году. Тогда он был шириной 7 метров на одну колею. В 60-м мост реконструировали, расширив до двух полос. Спустя 42 года начали было капитальный ремонт и очередное расширение полотна, и тут на тебе! Подарочек. То ли от парней Геринга, то ли от сталинских соколов — поначалу ничего об этом не знали.
     — В прошлую среду, — рассказывает начальник участка 494 УНР Виктор Дегтев, — примерно в 15 часов ко мне подошел экскаваторщик Евгений Макаров. Мол, болванку какую-то откопал. С оперением. Ну, я сразу и подумал — дело нечистое. И кинулся звонить 02.
     Областные оперативные службы сработали четко. Буквально через несколько минут к месту обнаружения опасной находки прибыли оперативные группы реутовской милиции, МЧС, бригады медиков, пожарные расчеты. Как оказалось, прибыли сюда все эти силы и средства совсем не зря. Уже к 18.00 из выкопанного грунта были извлечены 4 фугасных авиабомбы ФАБ-50. К одиннадцати ночи их уложили на песчаную подушку спецмашин, благополучно доставили на Ногинский полигон и подорвали.
     ФАБ-50 — один из самых популярных авиабоеприпасов Великой Отечественной войны. Применялся для подрыва асфальтовых, бетонных дорог и взлетно-посадочных полос противника. Калибр 150 миллиметров, вес в снаряженном состоянии 50 килограммов. Несмотря на то что эта бомба считается легким боеприпасом, разлет осколков поражающей части 300—400 метров. Поэтому во время проезда спецтранспорта с бомбами на борту всех жителей домов Центральной военной базы, что в районе улицы Транспортная, эвакуировали на безопасное расстояние.
     — Страшновато было, — рассказывает Нина Николаевна Копаева, — все же вечер уже поздний, а за дорогой — промзона. А там — склад “Лукойла”, заводики какие-то. Вдруг, думаем, рванет, а все это хозяйство сдетонирует? Что тогда от наших домов останется?
     Впрочем, страхи жильцов оказались напрасными. Даже если бы, не дай бог, фугасы рванули — их мощности не хватило бы для серьезных разрушений. Ну и, самое главное, ситуацию очень быстро взяли под контроль. С утра на месте происшествия уже работала группа разминирования 179-го спасательного центра из Ногинска, чуть позже к ним присоединились специалисты центра операций особого риска “Лидер”. Когда репортер “МК” прибыл к месту событий, командир “лидерской” группы разминирования Геннадий Олейников выводил своих людей на прочесывание очередного участка околомостового полотна. Задача — поиск и обнаружение взрывчатых веществ. На вооружении саперов — бомбоискатель ОГФ, миноискатель ИМП-2 и старый добрый щуп.
     Экскаваторщик Сергей Денисов, вскрыв участок грунта, уводит машину подальше от моста и не скрывает облегчения:
     — Ну ее к черту! Сидишь как на иголках. Хоть оно и старое, и ржавое, и вроде как без взрывателя — а вдруг рванет?
     И вот — очередная находка. Говорят, что ее не заметили, когда вывозили предыдущие. Болванка — чуть больше метра длиной, оперение смято, изъедено ржавчиной. Головной части нет, взрывателя тоже. Старший офицер балашихинского подразделения МЧС капитан Дмитрий Козубай устанавливает возле рыжей “сигары” красный флажок с литерой “М”.
     — Это уже двадцать седьмой боеприпас, — комментирует он для “МК” ситуацию с взрывоопасным схроном.
     — Откуда взялись эти бомбы?
     — Очевидно одно: бомбы наши, отечественные. Неглубокого залегания. Расположены вдоль насыпи моста. И довольно компактно. Известно, что раньше здесь располагались военные склады, видимо, был здесь и артиллерийский арсенал. Кому надо — разберутся.
     Однако пока что спасатели, милиция и спецслужбы заняты одним — поиском остальных боеприпасов и обеспечением безопасности людей и прилегающих строений. Возможно, вскрытие грунтового полотна на другой стороне моста еще принесет немало сюрпризов.
    


Партнеры