Чем пахнет “МУЛЕН РУЖ”?

Букет для “недорослика” — фиалки, пуговицы, мех

29 мая 2002 в 00:00, просмотров: 694
  Недавно в Москве завершился феерический праздник цветов и моды — Второй цветочный фестиваль. С последними веяниями флористической моды москвичей знакомили ведущие аранжировщики Голландии — победитель Всемирного конкурса флористов Йохан Хусман, призер европейского конкурса Макс ван дер Слус и Мартин ван Берген.
     Фантастически прекрасное шоу состояло из семи маленьких спектаклей, посвященных культовым фильмам и музыкальным бестселлерам. Цветочные аранжировки на темы “Мулен Руж”, “Пятого элемента” или “Властелина колец” чередовались с показом оригинальных коллекций победителей конкурса молодых дизайнеров “Русский силуэт”.
    
     уйство красок и разнообразие цветочных композиций потрясали. Роскошь материала — тоже. Розы, орхидеи, ирисы, каллы, глориозы, колокольчики, канны самых немыслимых оттенков и форм то складывались в романтично-воздушные ниспадающие букетики, то составляли пышные конструкции, украшенные огромными перьями и металлическими пряжками. Голландские дизайнеры продумали шоу до мелочей: привезли с собой не только музыку к показу, но даже специальные, сшитые из простого полотна платья для моделей. Их смастерила бабушка одного из флористов: старушка считает, что на фоне грубой небеленой ткани наиболее выигрышно смотрятся произведения ее внука.
     Составлять свои цветочные шедевры голландцы начали почти за неделю до показа. Буквально с утра до вечера (даже по Москве прогуляться не успели) корпели дизайнеры на заднем дворе своего отеля над бесконечными букетами. Шустрые микроавтобусы непрерывно подвозили живое сырье — огромные связки экзотических цветов в картонных коробках, пышные горшечные растения, разнообразные ветки и лианы для украшения. Все цветы, естественно, из Голландии. С нашим “сырьем” флористы работать не рискуют, хотя о московских цветочных развалах отзываются весьма дипломатично:
     — Я в России не первый раз, и, надо сказать, в цветочном бизнесе у вас заметен огромный прогресс — с каждым годом все больше качественных растений, лучше выбор, а в ваших специализированных магазинах я встречал довольно интересные композиции, — говорит Мартин ван Берген.
     _ _ _
     100 лет назад в России для букетов использовали около 100 видов растений. Самыми популярными были розы и орхидеи. Для составления композиций брали и забытые ныне нашими продавцами-цветочниками мирт, вереск, левкой, незабудку, пеларгонию, туберозу, маргаритку, вербену, калину и даже смородину и лук (аллиум). Букеты украшали ветками бересклета и бузины, пестрыми листьями клена, березы, бука и дуба. Если с весны до поздней осени тогдашние аранжировщики стремились обходиться дарами местной флоры, то зимой в Россию снаряжались из Южной Франции и Северной Италии целые цветочные поезда.
     Наши мастера всегда поражали иностранцев своей выдумкой и оригинальностью. Так, до революции в усадьбе Кусково существовала уникальная в своем роде цветочная церковь. В ее убранстве круглый год главную роль играли живые растения, причем только те, которые упоминались в Библии.
     _ _ _
     Я любуюсь, как из десятков сине-фиолетовых цветков узумбарской фиалки флористы кропотливо составляют фантастический шар, и не могу удержаться от вопроса:
     — Почему вы увлеклись столь трудоемким и удивительно недолговечным искусством, как составление цветочных композиций? Ведь ваши произведения живут всего лишь несколько дней...
     — А иногда и несколько часов, — улыбается Йохан Хусман. — Но я с детства обожал возиться с растениями — тогда я помогал родителям в их маленьком цветочном магазинчике. Мне кажется, только в нашем деле возможно соединение трех животворящих удивительных сил — природы, творчества и искусства.
     — Дома выращиваете какие-нибудь любимые цветы?
     — Времени на это не остается. Есть несколько комнатных растений, но за ними большей частью ухаживают родственники. Что же касается предпочтений, любимы все.
     — Какое растение вы бы назвали символом России?
     — Сирень, — произнес Мартин, а Йохан и Макс дружно закивали головами и мечтательно добавили: — Петербург, белые ночи, сирень... Это восхитительно, когда у вас в мае бульвары и скверы буквально утопают в чарующем сиреневом кружеве.
     — У нас в стране достаточно популярно японское искусство составления букетов — икебана, вы им не владеете?
     — Мы придерживаемся европейской школы аранжировки цветов. Надо сказать, что это наука не менее сложная и поэтичная, чем икебана. Икебана выражает философское восприятие быстротечности жизни, круговорота природы, а мы отдаем предпочтение цвету и форме композиции. Между прочим, европейская флористическая традиция насчитывает не одну сотню лет. Уже в начале XVII века римский иезуит Джованни Батиста Феррари написал первую книгу об искусстве составления цветочных композиций. Тогда идеалом считался пышный, яркий, плотный, без всякой зелени букет, в котором соблюдалась четкая иерархия — в основании много-много “простых” цветов, а в центре — благородная роза или лилия. А в конце правления Людовика XIV у светского общества любимым развлечением стало “ботанизирование”. Устав от кричащей цветочной роскоши “короля-солнца”, знатные вельможи выезжали на экскурсии в окрестности Парижа, чтобы ознакомиться с тем, как растут дикие растения.
     — Расскажите, каким общим принципам вы следуете при составлении цветочной композиции?
     И тут голландские дизайнеры с горящими глазами прочитали мне настоящую лекцию о цвете, форме и пропорциях композиций.
     Важнейшую роль в европейской флористике, как я поняла, играет цвет, его насыщенность и яркость. Недаром при взгляде на любой предмет человек прежде всего воспринимает цвет и лишь затем — форму. Для подбора гармоничных цветовых сочетаний аранжировщики используют специальный цветовой круг с 24 тонами. Но голландские мастера уже с лету говорят, что, скажем, золотисто-желтый хорошо смотрится с пурпурно-красным, средне-синим и сине-зеленым. А желто-оранжевый — с сине-фиолетовым и изумрудно-зеленым.
     Чтобы композиция смотрелась пропорционально, используют правило “золотого сечения”: при делении линии на две части меньший отрезок относится к большему как больший к целому (например, 3:5=5:8). То есть в букете высотой в 8 частей 5 частей должна занимать высота цветов, а 3 — высота вазы.
     Еще в букете обязательно должно чувствоваться движение, напряжение, которое часто создается за счет разных вьющихся растений, экзотических лианок или оригинальных веток.
     — Знаю, что флористическая мода чрезвычайно непостоянна и меняется каждый сезон. Расскажите об основных тенденциях наступающего лета.
     — Сейчас актуальны несколько тенденций, поэтому мы и разделили наше шоу на несколько блоков, — сказал Мартин, освежая из пульверизатора удивительный букет в стиле “фэнтези”, украшенный пуговицами. — Если говорить в общем, то господствуют многокрасочность, яркие, лучистые цвета, измененные формы растений, много дополнительного материала — перьев, шнуров, лент из пальмового волокна. В фаворе все оттенки красного. Желательно использование только природного, но дорогого, экзотического материала. Вообще, цветочная мода повторяется с цикличностью в 6—7 лет, и мы, например, для блока “Властелин колец” использовали столь популярные в 1996 году “парящие цветы” в маленьких стеклянных пробирках.
     _ _ _
     Сколько всего использовалось растений для прошедшего цветочного шоу, голландские флористы не знают. Лишь удивленно разводят руками: кто ж их считал?! Человечество всегда безжалостно и бездумно относилось к этим безмолвным заложникам собственной красоты. В Древней Греции и в Римской империи цветочными гирляндами и венками украшали все, что возможно, — себя, любимых, скульптуры богов, фасады домов и храмов. Для аромата и дезинфекции свежими лепестками посыпали полы, улицы и водоемы. На императорских приемах гости иногда просто гибли под тяжестью цветов, сыпавшихся с потолка. В средние века популярным украшением храмов и замков были огромные настенные ковры “миллифлер”, “сотканные” из тысяч живых цветов. Но особенно пышными стали флористические “жертвоприношения” в наши дни. Так, к примеру, на свадьбах членов английской королевской семьи расходуется около 3 миллионов растений.
     _ _ _
     На мой вопрос: “Как продлить жизнь срезанных растений?” — мастера отвечают подробно и обстоятельно, упоминая цветы, которые и не встречаются в наших букетах. Причем зачастую рецепты сохранения цветов как-то в моем сознании не вяжутся с нежными и хрупкими созданиями: размолотить стебли, прижечь, окунуть в спирт... Но профи виднее. А общие советы таковы:
     Во-первых, срезать цветы лучше вечером, после захода солнца, или ранним утром. Во-вторых, перед составлением букета растения нужно как следует напоить — до самых цветков погрузить стебли в воду на пару часов. Под водой острым ножом обычно на несколько сантиметров подрезают стебель — чтобы срез получился длинным и косым. Место среза руками лучше не трогать. А нарцисс, хризантема или астра не любят прикосновения металла, поэтому их лучше просто обламывать. Растения, у которых на стебле располагается несколько цветков (гладиолус, лилия), проживут дольше, если регулярно удалять засохшие цветки.
     Крохи с полым стеблем будут лучше “пить” воду, если в основание стебелька вставить маленький ватный тампон.
     Розы, гвоздики, ландыши, нарциссы, резеду и душистый горошек лучше ставить в отдельные вазы — они угнетающе влияют на зеленых соседей. Зато герань и туя, наоборот, действуют на другие растения “освежающе”.
     Несколько слов о царице цветов — розе. Хотите, чтобы растение прожило больше недели, — старайтесь почаще опрыскивать водой цветки и листья, а в вазу добавьте аспирин (1 таблетка на 2 литра воды). Чтобы реанимировать слегка увядшие цветы, нужно подрезать стебли под водой, расщепить концы и затем на несколько минут опустить концы веток в горячую воду (чтобы не обжечь паром цветки, их лучше завернуть в бумагу), а затем поставить в холодную.
     Чтобы сирень жила подольше, с концов веточек нужно на 4-5 см снять кору, а затем аккуратно размолотить концы. Все листья и боковые побеги необходимо удалять. На ночь растение до самых соцветий опустите в прохладную воду, а днем не забывайте почаще опрыскивать. Орхидеи же брызги не любят, как не переносят выхлопных газов и рядом лежащих фруктов. Их стебли нужно регулярно подрезать на несколько миллиметров. А для оживления цветков конец стебля нужно ненадолго окунуть в спирт, а затем несколько его капель добавить в вазу.
     Гвоздики же лучше сорвать в области утолщенного узла, а затем на несколько часов опустить в теплую воду. В вазу с этими элегантными цветами добавьте 1—2 кусочка сахара или несколько капель спирта и тоже почаще опрыскивайте их водой.
     — Посоветуйте, как все же правильно преподносить букеты — в упаковке или без нее? — интересуюсь у знаменитых аранжировщиков.
     — Некоторые специалисты советуют снимать упаковку перед вручением цветов. Но, пожалуй, тут общего правила нет, все зависит от того, какой букет вы дарите. Ни в коем случае не заворачивайте цветы в фольгированную, креповую бумагу, не используйте пластик и его производные. Предпочтительнее натуральные качественные материалы, такие, как рисовая бумага, лыковые ленты или шнуры из пальмового волокна.
     ...В воздухе царил густой, дурманящий аромат, вокруг — десятки невероятно красивых букетов. Пришел повар посоветоваться насчет “изюминки” вечернего шоу — десерта из настоящих цветов. Мартин деловито обрывает лепестки роз: в финальном выходе невесты они живым конфетти полетят в зрительный зал. А я почему-то вдруг вспоминаю, что в меланхолическом XVII веке розы считали символом бренной и скоротечной человеческой жизни...
    



Партнеры