Итак, что мы увидим и кто к нам приедет в ближайшие три месяца?
45 — Джульетта ягодка опять
Когда-то, когда балетмейстер Леонид Лавровский ставил балет “Ромео и Джульетта” на раздражающе-непривычную музыку Сергея Прокофьева, Галина Уланова бросила за кулисами ядовитую реплику: “Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете…” И таким образом обрекла и музыку, и балет на грандиозный успех. Уланову назовут лучшей Джульеттой, а после триумфальных гастролей Большого театра в Лондоне в 1956 году к “Ромео и Джульетте” Прокофьева—Лавровского придет международное признание.
До сегодняшнего дня прокофьевская музыка остается одной из популярнейших, уступая в известности лишь балетной музыке Чайковского. Легче назвать тех балетмейстеров, кто не обращался к Прокофьеву, чем перечислять имена хореографов, создававших собственные версии прославленного спектакля.
Среди западных хореографов, кто первым обратился к музыке Прокофьева, был английский хореограф Джон Кранко . В 1958 году тогда еще никому не известный молодой балетмейстер поставил спектакль для балетной труппы миланского театра “Ла Скала”. Потом с некоторыми изменениями итальянская версия Кранко перекочевала в Штутгартский балет. И вот спустя почти 45 лет эту не юную “Джульетту” можно будет увидеть на сцене Большого театра во время гастролей балета “Ла Скала”.
В гастролях принимает участие звезда мирового балета Алессандра Ферри . Ее называют танцовщицей классического шарма, способной передать в танце экспрессию современности, а Ролан Пети возвел ее в ранг “величайшей балетной звезды”.
Ферри родилась в Милане, начала учиться профессии в балетной школе при “Ла Скала”, но закончила образование в школе Королевского балетного театра Великобритании. После чего она с успехом выступает в Американском балетном театре вместе с Михаилом Барышниковым и очень быстро добивается международного признания. Ферри перетанцевала почти весь репертуар лондонского “Ковент-Гардена”, получив от англичан приз Лоуренса Оливье. Балерина поражает своим итальянским темпераментом, яркой чувственностью и разнообразием ролей. Здесь Никия в “Баядерке”, Женщина в балете Ролана Пети по пьесе Жана Кокто “Человеческий голос”, Джульетта в “Ромео и Джульетте”, а в балете “Влюбленный дьявол” Ферри выступила в роли Сатаны. Бесспорно, Алессандра Ферри станет главной приманкой предстоящих выступлений “Ла Скала”, балет которого, в отличие от оперы, никогда не был украшен лейблом “супер”.
Канадская версия английского шлягера
Еще один балетмейстер-англичанин, и еще один шлягер. Это балет “Манон”, кстати, тоже печальный, по роману Прево “История кавалера де Грие и Манон Леско” на музыку Жюля Массне в постановке Кеннета Макмиллана . Незадолго до премьеры, в 1974 году, Макмиллан говорил, что его увлек нетрадиционный для балета сюжет и главные персонажи: “шестнадцатилетняя девушка, прекрасная, но абсолютно безнравственная, и молодой человек, который под ее пагубным влиянием становится шулером, лжецом и убийцей”. Балетмейстеру удалось создать эффектный спектакль, где переплелись любовь, обман и смерть.
“Манон” и сегодня выглядит притягательно, увлекая своей страстностью как зрителей, так и звезд балетного театра. Москва увидит “Манон” на сцене Большого театра в исполнении Хьюстонского балета. В главных партиях выступят Нина Ананиашвили и Сергей Филин . Но если Нина танцует Манон в разных театрах мира уже не первый год, то для Сергея роль кавалера де Грие станет премьерной.
— Я с нетерпением жду этого спектакля, — признался “МК” Сергей Филин. — “Манон” — удивительный балет: трепетный, нежный, красивый. А когда рядом такая восхитительная балерина, как Нина, это еще более вдохновляет. Репетиции начнутся в сентябре, в Хьюстоне, где я буду работать над ролью вместе с английским педагогом. Затем несколько спектаклей в Хьюстоне, а потом выступления в Большом.
(В ближайших выпусках “Фуэте” можно будет прочитать эксклюзивное интервью с премьером Большого театра, приглашенной звездой Английского национального балета и Хьюстон-балета Сергеем Филиным.)
Помимо “Манон” Хьюстонский балет покажет вечер одноактных балетов в постановке художественного руководителя труппы, балетмейстера Бена Стивенсона .
“Lord” штурмует Кремль
Причем во второй раз. Прошлогодние гастроли в Москве прошли с таким успехом, что шоу “Lord of the dance” вновь приезжает в столицу отбивать бешеную дробь на сцене Кремлевского дворца.
Шоу “Lord of the dance” было создано танцором и хореографом Майклом Флэтли в 1996 году, после того как Флэтли рассорился с продюсерами другого всемирно знаменитого шоу — “Riverdance”, звездой которого был Флэтли. С тех пор на показах “Lord of the dance” побывало семь миллионов зрителей. Сейчас в мире одновременно работают четыре труппы этого шоу: одна гастролирует по Европе и Азии, вторая — по Соединенным Штатам Америки, третья выступает на постоянной площадке в Лас-Вегасе, а четвертая — во Флориде. В них объединены 200 танцовщиков, чей средний возраст — 22 года. Флэтли лично проводит кастинги, отбирая артистов для своего шоу. К сожалению, сам Флэтли выходит на сцену редко, после перенесенных травм врачи запретили ему танцевать. “Я с радостью обменяю десять лет обычной жизни на два года на сцене!” — с горечью восклицает Флэтли, но держит свое шоу, которое приносит ему баснословные гонорары, в ежовых рукавицах.
Те, кто видел шоу живьем или на видео, а видеозапись “Lord of the dance” на протяжении последних пяти лет держится в лидерах продаж, прекрасно знают, что это такое. Ну а непосвященным еще предстоит открыть для себя лазерную феерию ирландского шоу. Ритм и бешеная энергия которого пробирают сидящих в зрительном зале до самых костей.
Московское спасение
Свои первые хореографические опусы Борис Эйфман создал в 13 лет, а в 15 у него появился свой маленький театр. Потом была учеба в Ленинградской консерватории, балетмейстерские опыты на телевидении, работа с артистами ведущих балетных театров Ленинграда — Кировского и Малого оперного. И ничто не предвещало резких поворотов в успешной карьере молодого балетмейстера. Как вдруг в 1977 году Эйфману предложили возглавить эстрадный ансамбль при Ленконцерте. Предложение было скорее унизительным, чем перспективным. Талантливый серьезный хореограф и полупрофессиональный ансамбль, что-то вроде самодеятельного кружка, не имеющий ни художественного лица, ни финансового достатка. Эйфман сначала обиделся, потом призадумался, а потом согласился. И создал театр, который сегодня знает весь мир, а Эйфман входит в пятерку сильнейших балетмейстеров современного балета.
Этой осенью коллектив отмечает свое 25-летие. Сначала в Петербурге, где даст серию спектаклей на сцене Мариинского театра, а потом приедет в Москву.
— У нас с Москвой особые отношения, — вспоминает Борис Эйфман, — именно Москва и москвичи поддерживали меня и мой театр в трудный период, когда ничего было нельзя. Ведь до 1988 года я ощущал себя изгоем, диссидентом. Чиновники делали все, чтобы тихо прикрыть театр. Сделать это открыто было трудно, театр пользовался популярностью, выступая каждый год в столице, в концертном зале “Россия”, практически на Красной площади. И после каждых выступлений в Москве газеты “Известия”, “Правда” писали о нас положительные рецензии. Если бы не эти статьи, не московская любовь к нашему театру, то, думаю, руки были бы развязаны, и нас, конечно, удавили бы. 14 октября в концертном зале “Россия” пройдет юбилейный гала-концерт. Будет немного слов, очень много друзей театра и фрагменты наших спектаклей.
Это то, что ожидает столицу в ближайшее время. Из перспективных событий тоже много чего есть. В репертуар Большого возвращается “Ромео и Джульетта” Леонида Лавровского и “Раймонда” в редакции Юрия Григоровича. “Баядерку” (реставрация балета 1900 года, осуществленная Сергеем Вихаревым) покажет в столице Мариинский театр, а также представит “Золушку” в постановке Алексея Ратманского. Ролан Пети осуществит на сцене Большого редакцию своего давнего шлягера — “Собора Парижской Богоматери”, а Алексей Ратманский ставит для первого театра страны некогда разруганный советской пропагандой “Светлый ручей” Дмитрия Шостаковича...
Да, балета будет много, а начнется высокий балетный сезон 18 сентября все в том же Большом театре выступлением Цюрихского балета, который покажет “Гольдберг-вариации” хореографа Ханса Шпёрля на музыку Баха.