Клондайк по-черному

Попилим Россию на зоны влияния!

На АЗС столицы цены на самый ходовой бензин Аи-92 перевалили отметку в 10 с половиной рублей. Независимые эксперты предупреждают — это только начало. Крупные посредники начали делать запасы, и на оптовом рынке уже наблюдается ажиотажный спрос на бензин и дизтопливо.
Объективно этому способствует несколько событий. В ожидании войны в Ираке Европа приняла решение увеличить стратегические запасы топлива. “Постарались” и доморощенные парламентарии: наша Дума приняла поправки в Налоговый кодекс, которые переворачивают ситуацию на топливном рынке с ног на голову.
Речь идет о новой системе взимания акциза с топлива. Мы подробно писали об этом месяц назад. Напомним, до введения вышеупомянутых поправок акциз взимался непосредственно с производителей — т.е. с 28 крупных нефтеперерабатывающих заводов. А с января 2003 года налоги должны браться с АЗС, которых в стране 30 тысяч.
Главный аргумент правительства — это улучшит собираемость налогов — не выдерживает элементарной критики. В прошлом году с 28 заводов налоговикам удалось собрать лишь 66 процентов от плана. Интересно, сколько они хотят собрать с 30 тысяч АЗС? При этом идет полный возврат к старой системе: т.е. НДС плюс налог с продаж и акциз — вместо ныне действующего простого и всем удобного вмененного налога.
Спрашивается, зачем нужно было возвращать топливный рынок к хаосу? Ответ в общем-то лежит на поверхности. Прежде всего в новой системе заинтересованы крупные нефтяные холдинги страны (6 добывающих компаний, владеющих 27 НПЗ). Достаточно вспомнить “письмо четырех”, с которым нефтяники обратились к правительству полтора года назад. Смысл письма был прозрачен: не снизите налоги, топливный рынок России рухнет (читай — “мы его обрушим”). Акцизы были снижены, и ситуация, наверное, впервые за 70 лет стабилизировалась, исчезло понятие “бензиновый дефицит”.
Тем не менее в апреле этого года нефтяники открыто начинали новую кампанию, резко подняв отпускные цены на топливо. В результате даже Счетная палата выступила с требованиями к ним — обуздать аппетиты. А следом за этим сквозь Думу без сучка и задоринки прошли вышеназванные поправки. В любом цивилизованном государстве уже давно началось бы расследование, каким образом законопроект, явно играющий на чисто конкретную руку, получил абсолютное большинство в парламенте. Притом что в Антимонопольном комитете только уборщицы не знают, что крупные акционеры определенных нефтяных компаний, назвавшись для удобства депутатами, заседают в бюджетном комитете Госдумы.
Предполагается, что новая система выбьет с рынка посредников, в частности, целую сеть фирм-однодневок, с помощью которых нынешние крупные трейдеры уходят от налогов. Но очевидно, что реально эти меры уберут с рынка только мелких перекупщиков, которые и без того не делали погоды на рынке.
Взамен мы получаем полностью монополизированный рынок нефтепродуктов. Есть уже и конкретные примеры. В Нижнем Новгороде, где одна из крупных компаний получила контроль над рынком сбыта, цены на бензин стали выше камчатских! И это при собственном-то НПЗ. Просто взяли и подняли расценки без всяких акцизов и налогов. Антимонопольный комитет вмешался было, но пока безрезультатно. Наше антимонопольное законодательство вообще построено таким образом, что если какая-то компания контролирует рынок в отдельно взятом регионе, то это вроде как и не монополизм. А что мешает шести нефтяным монстрам спокойно поделить регионы России на “зоны влияния”? И единственными, кто пострадает от этого сговора, будем мы с вами, рядовые потребители. Раскошелимся, чтобы наши олигархи не бедствовали?..

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру