НЕБО В КЛЕТОЧКУ

В Москве стали популярны одноразовые “крыши”

  Если летом пассажиры столичного транспорта чаще всего забывают в салонах солнечные очки, а зимой — варежки и перчатки, то осенью и весной первая позиция переходит к зонтам. Впрочем, вряд ли эта статистика свидетельствует о рассеянности москвичей. К слову сказать, рекордсмены по сбору самого богатого урожая зонтиков — сотрудники бюро находок из Англии. В иных городах туманного Альбиона собирают до 500 штук “тростей” и “автоматов” в день.
     Все это лишний раз подтверждает, что зонт — один из самых функциональных аксессуаров: в межсезонье под полиэстровыми и нейлоновыми “куполами” укрывается, по крайней мере, четверть населения земного шара. А психологи и вовсе советуют носить “зонтик” круглый год. Правда, гипотетически: чтобы мысленно раскрывать его в момент нападок злопыхателей.
    
     Зонт зонту — рознь. Кто-то укрывается от дождя под цветочным китайским “навесом” за 150 рублей, а кто-то предпочитает респектабельное “небо в клеточку” от фирмы “Барбериз” — потому что именно такие зонты спасают от дождей квартирантов Букингемского дворца. Ведь, по большому счету, зонт — такой же показатель статуса, как часы или мобильный телефон. А в целях поддержания реноме можно зайти сколь угодно далеко. К примеру, купить “Барбериз” не только себе, но и ребенку: точь-в-точь такой же, только диаметром в 45 сантиметров.
     К “статусным” зонтам относятся те, что помечены брэндами известных модных Домов. Стоимость “крыши” от Жан-Поля Готье или Дома “Фенди” колеблется от 70 до 600 долларов. Расцветки и форма дизайнерских зонтиков меняются год от года: в одном сезоне популярны крупные цветы и бахрома, в следующем каркас обтягивают тканью под кожу крокодила, а затем настает черед зонтиков из “водостойкого” меха. Повинуясь буйной дизайнерской фантазии, немалые трансформации претерпевает и форма: то квадрат, то овал, а то и вовсе имитация женской груди (новаторство Жан-Поля Готье). Подобные изделия редко используют по прямому назначению: чаще всего они путешествуют на задних сиденьях дорогих автомобилей. На случай, если хозяину придется пройти несколько метров под дождем от машины до дверей ресторана.
     Наряду с экстремальными моделями модные Дома выпускают и вполне спокойные, “уличные”. Например, в мелкий цветочек (“Нина Риччи”) или с узорами на “конно-спортивную” тему (“Гермес”). Многие любят использовать ткани с логотипом Дома. Правда, эту любовь редко разделяют покупатели... Разумеется, впечатляющий дизайн подразумевает отменное качество: если это зонтик-трость, то непременно с ручкой из натурального дерева, бамбука или слоновой кости. Если “автомат” — то на стальном каркасе с титановым покрытием.
     Зонты известных немецких и английских фабрик, может, и не назовешь “эксклюзивом”, но по качеству они мало в чем уступают “модельным”. Для их производства используют самые передовые материалы (полиэстр, полиэстр с хлопковой пропиткой, полиамид, прорезиненный сатин). Каркасы, как правило, мастерят стальные или легкие алюминиевые — во всяком случае, сильные порывы ветра им не страшны. Стоимость их колеблется от 25 до 50 долларов: если поделить на семь с половиной лет (в среднем они служат от пяти до десяти лет), выходят “сущие центы”.
     Все вышеперечисленные плюсы давно оценили жители старушки-Европы. А вот что касается москвичей, увы, на зонтах мы привыкли экономить. Лишь около десяти процентов отваживаются расстаться с суммой в тысячу рублей ради того, чтобы было “сухо и комфортно”. Зато около тридцати процентов предпочитает не выходить за рамки пятисот “деревянных”. Примерно столько стоят зонты японского, китайского и российского производства, которые продают в стеклянных павильонах и на рынках. В принципе они неплохо служат и вполне справляются с гарантийным “пятилетним планом”.
     Чего не скажешь об изделиях за 150 рублей, продаваемых “с рук” в переходах метро и на дешевых вещевых рынках. Дело в том, что на Западе эти зонты используют по принципу “одноразовой посуды”. Идея такова: забывчивый гражданин, вышедший из дома без зонта и попавший под проливной дождь, забегает в лавочку и покупает за “три копейки” временный “навес”, чтобы добежать до работы и обратно. По окончании дня зонтик-однодневка отправляется в мусорную корзину. Но то на Западе. А какой москвич выбросит на помойку только что купленную вещь? На этой чисто национальной слабости и играют торговцы. И имеют немалый успех. Дешевые одноразовые зонты если не лидеры продаж по Москве, то уж точно серьезные конкуренты добротных пятисотрублевых “коллег”.
    
     О вкусах, конечно, не спорят, но англичане, например, считают, что самый элегантный и надежный зонт — трость. Первыми ее достоинства отметили английские денди. Они сочли, что трость не менее изящная деталь гардероба, чем, скажем, булавка под галстук. К тому же это неплохой способ самозащиты, а в некоторых случаях — и надежный тайник (например, удобный резервуар для горячительных напитков). Затем на трость положили благосклонный взгляд и дамы: они носили зонты на сгибе руки, как сумочки (к женским моделям крепился специальный ремешок). Зонтик-трость и по сей день — король туманного Лондона, ибо англичане своим традициям не изменяют. Разве что дамы перевесили его с предплечья на плечо.
     Зато “автоматы” очень любят россияне и американцы. В России их выбирают по принципу “чтобы и рыбку съесть, и на елку влезть”. То есть чтобы, с одной стороны, зонтик был как можно меньше в сложенном состоянии, но, с другой, как можно больше в диаметре — в раскрытом. Учитывая эту особенность, крупные производства стали сортировать продукцию: налево (для Европы) выпускают зонты с диаметром 102 сантиметра, а для России — в 106. В Америке озабочены другим: бизнесмены “по ту сторону Атлантики” предпочитают современные модели, складывающиеся до пятнадцати сантиметров и весящие не больше двух плиток шоколада. В общем, “лучше меньше, да лучше”.
     А вот для японцев размер — вещь второстепенная. Главное — цвет: чем больше разноцветных зонтиков в шкафу у японской женщины, тем выше ее шансы прослыть “модницей и красавицей”. Потому как согласно традиции зонт положено подбирать под цвет кимоно. А еще любая японка знает как дважды два, что зонтик имеет особенность придавать лицу тот или иной оттенок. Она никогда не купит синий, сиреневый или серый зонт: для лица куда “полезнее” теплые осенние оттенки: красный, бордовый, охристый.
     F F F
     Что должно объединять обладателей зонтов из Страны восходящего солнца, туманного Альбиона, России и прочих дождливых государств, так это соблюдение определенного свода правил. Допустим, было бы странно видеть легкомысленный “цветочный” зонтик в руке солидного мужчины, даже если другой рукой он поддерживает под локоть даму. Впрочем, в наши дни мужской зонт вырвался за рамки традиционного черного цвета: он может быть в классическую клетку, синим, коричневым или со сдержанным (допустим, геометрическим) рисунком.
     Также не очень гармонично смотрится миниатюрная девушка с огромной “тростью”: ей бы как раз что-нибудь изящное, к примеру, невесомый автомат с коротенькой ручкой.
     Дурным тоном считается сушить зонт в раскрытом состоянии, к тому же от этого портится фактура ткани. Поэтому американский клерк, придя на работу, оставит мокрый зонт в пакетике в гардеробе. Или повесит за петельку возле рабочего стола.
     Кстати, зонты с петельками на ручке как будто специально изобретены для рассеянных людей. Согласно статистике такие модели реже всего теряются. Во всяком случае, зонты с круглыми деревянными ручками в три раза чаще становятся “добычей” сотрудников бюро находок. Так что неплохо бы учесть сей факт при покупке. Как было бы нелишним обратить внимание на то, чтобы ткань была плотно натянута на каркас, иначе “крыша” будет провисать под тяжестью воды (самые прочные в этом плане зонтики-трости). А чтобы не отлетали спицы, они должны крепиться к ткани специальными колпачками, а не обычными нитками.
    
     Так кому же мы обязаны изобретением зонта? История на сей счет, как всегда, лукавит. Официально считается, что аналог современного зонта в 1852 году сконструировал англичанин Самуэль Фокс. Однако его в данном случае можно рассматривать как “подсадную утку”. Потому как подобием современных зонтов пользовались еще египетские фараоны и китайские мандарины, спасавшиеся от солнечных лучей. Вовсю использовали аналогичные сооружения и зажиточные граждане Древней Греции, и римские патриции: в те времена “прикрытия от солнца” стоили целого состояния.
     В нашем тысячелетии за дело взялись французы. Вначале они разделили зонты на “солнечные” и “противодождевые”. А затем способствовали превращению зонта в модный аксессуар, украшая его ленточками, рюшечками и т.п. Считается, что первым “дизайнерским” зонтом щеголяла королева Мария Антуанетта: каркас был изготовлен из китового уса, а вес зашкаливал за полтора килограмма... Одним словом, при дворе появилась новая штатная должность — “почетный зонтиконосец”.
     Уже в годы правления Людовика XIV “зонтиконосцами” кишмя кишели все парижские улицы: не имеющие зонтов господа могли их “арендовать” на время дождя. А в Россию мода на зонтики докатилась к середине XVIII века. Причем наибольшим успехом на протяжении долгих лет пользовались малопрактичные кружевные зонты.
     К середине девятнадцатого столетия эксперименты достигают своего апогея: в модных столицах появляются модели всех доступных текстильному производству цветов радуги и разнообразных форм: от квадратов до овалов. Всей этой вакханалии и положил конец хитроумный Фокс, запатентовав зонт на железном каркасе. С одной стороны, он, конечно, довел дело до совершенства. Но с другой — все-таки вовремя подсуетился...
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру