
Юбиляры на развилке
Грозит ли ВВП “синдром покинутого гнезда”?
— Многим из тех, кому сейчас пятьдесят, пришлось пережить массу потрясений, приспосабливаясь к последствиям перестройки. Как это повлияло на мужскую психику?
— Те, кто оказался не у дел, страдают “синдромом обездоленности” — чувствуют себя покинутыми, обиженными и, если не могут совладать со своим настроением, пытаются сделать так, чтобы их жалели другие. А вот у тех, кто сумел удержаться на плаву, изменился характер — стал более жестким. Кстати, 50 лет — это так называемый возраст администраторов, мужчины уже накопили опыт, который позволяет им компетентно управлять другими людьми.
— А не гнетет ли их такая мысль: “Мне пятьдесят, пока я работаю, востребован, но ведь всего через десять лет уже буду в плохой форме”?
— Конечно, человека могут больше не выдвигать на высокие должности, и представители сильного пола очень тяжело мирятся с этим фактом.
— Если говорить о семье — с чем здесь предстоит столкнуться мужчине?
— В семейной жизни это тот период, когда дети начинают принимать самостоятельные решения, не согласовывая их с родителями, покидать отчий дом, начиная свою жизнь, и это в большой степени травмирует психику родителей. Часто у пятидесятилетних отцов даже возникает так называемый синдром опустевшего гнезда: они осознают, что прежнего чада, нуждавшегося в родительской заботе, уже нет. Поэтому у мужчины появляется какая-то пустота в жизни. Если она не заполняется каким-то новым, более глубоким общением с супругой, мужчина может, к примеру, начать пить. А в отношениях со второй половиной дело может кончиться разводом — ведь у родителей больше нет связующего звена, общего ребенка. Но возможен и другой вариант — когда такой отец начнет “гореть на работе”.
— А могут эту брешь заполнить внуки?
— Да, мужчины в этот период часто становятся более чувствительными, а внуки вообще заставляют их таять. Но пятидесятилетнему мужчине, если есть такая возможность, не стоит жить с детьми и внуками — для него это сильный удар по психике. Осознавая себя в качестве дедушки, он более отчетливо видит перспективу стать стариком, заработать болезни.
— В пятьдесят мужчина уже начинает потихоньку меняться внешне. Это может привести к тому, что он часами будет сидеть в тренажерном зале или соблюдать диеты?
— Конечно, уже по его лицу видно, что это человек в возрасте. Поэтому здесь вполне естественно желание как-то омолодить себя.
— Случается, что представители сильного пола, отметившие юбилей, пытаясь как-то доказать, что еще не потеряли “силу духа богатырскую”, вдруг увлекаются охотой, прыжками с парашютом и так далее?
— Это не очень характерно для такого возраста. Охота и другие виды спорта или активного отдыха отражают в большинстве случаев потребность проявлять себя мужчиной на физиологическом уровне. А в пятьдесят он начинает больше рассматривать себя как личность, а не как мачо — половая и личностная составляющие уже уравновешиваются.
— То есть, получается, поговорка “Седина в бороду — бес в ребро” к ним не относится?
— Если по каким-то причинам мужчина в этом возрасте психологически чувствует, что не успел приобрести достаточного для него опыта общения с женщинами, он, естественно, может стараться наверстать упущенное. Но чаще всего этот период характеризуется не такой “голой сексуальностью”, как в 20, 30 и даже 40 лет. Отношения с прекрасным полом становятся более глубокими — для мужчины уже важны чувства и взаимопонимание своей половины.
— Могут ли пятидесятилетние, чтобы вновь почувствовать себя молодыми, начать хвататься за молодежные журналы, слушать “продвинутую” музыку или использовать юношеский жаргон?
— Да, но достаточно часто такие позывы связаны с попыткой спрятать голову в песок и уйти от осознания того, что эти годы ушли и уже не вернутся. Это, на мой взгляд, не самая эффективная попытка почувствовать себя молодым. Но, если увлечение какой-то музыкальной продукцией, модой связано с искренним желанием понять современную молодежь, это я бы назвал нарождающейся мудростью. Потому что попытки стать ближе к интересам другого поколения — прекрасный мотив для дальнейшего личностного роста.
— Свойственно ли мужчинам в этом возрасте уже задумываться о каких-то вечных вещах — например, о главном деле своей жизни?
— Вообще, по одной из самых известных классификаций Эриксона, этот период считается развилкой, когда мужчина должен выбрать свой путь — либо генеративность, то есть развитие, создание чего-либо, попытка сделать мир добрее, лучше, теплее. В это время кто-то обращается к религии, кто-то вдруг хватается за перо... Либо деградация — заняться самокопанием и думать лишь о собственных эгоистических интересах. Каждый выбирает свое...