ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС “МЕРКУРИЯ”

Паром сначала взорвался, потом — затонул

24 октября 2002 в 00:00, просмотров: 1212
Паром “Меркурий-2” уже почти подошел к причалу. “Сильный шторм. Принять не можем, — сообщили портовые службы. — Бросьте якорь и немного подождите”. Паром выполнил указание. В восемь часов утра он еще был на плаву. Его видели вблизи плавучих платформ, разрабатывающих на Каспии месторождение Азери-Чираг-Гюнешли. В начале девятого экипажи платформы “Деде Горгуд” и вспомогательного судна “Нефтегаз-62” увидели огонь на “Меркурии” и сразу же передали сигнал бедствия. В последний раз паром вышел на связь в 10.30. Потом пошли другие сообщения...
“Азербайджанский паром “Меркурий-2”, следовавший по маршруту Актау—Баку, затонул в 130 километрах от Баку. На борту судна находились 43 члена экипажа и 8 пассажиров — общее количество 51 человек. На судне было 16 цистерн сырой нефти по 60 тонн каждая”.
Что стало причиной гибели “Меркурия”? Первая версия — сильный шторм. Однако, по данным информированных источников, паром ушел под воду... из-за мощного взрыва. Эту версию подтвердили также в нефтяной компании “Бритиш петролеум”, которая является оператором проекта освоения вышеуказанных нефтяных месторождений. Работники которых видели вспышку и огонь на пароме...
Спасти удалось только девять человек (по другим данным — тринадцать), один из которых скончался уже после того, как был доставлен на спасательное судно. Все пострадавшие доставлены в больницу.
Глубина моря в районе происшествия достигает 300 метров. Однако, как заявил глава Каспийского морского пароходства “Каспар” Айдын Баширов, паром находится на глубине примерно 160 метров. В настоящее время предпринимаются поисково-спасательные работы: ищут 41 человека — именно столько, как предполагается, осталось на борту парома. Глава “Каспара” не теряет надежды на то, что эти люди еще живы. На месте происшествия работают 15 кораблей, которые будут также задействованы в подъеме затонувшего судна. Погода уже стабилизировалась, что облегчает спасательные работы.
Что касается затонувшего парома, то известно, что он совсем недавно появился на Каспии. В 1998 году было принято предложение России о разовом проходе в период навигации морских железнодорожных паромов “Меркурий-1” и “Меркурий-2”, принадлежащих Азербайджану, из Балтики по внутренним водным путям России в Каспийское море. Пробный рейс состоялся лишь в середине сентября 2000 года, причем паром заходил в иранский город Ноушахр. “Меркурий-2” был предназначен для комфортабельной перевозки пассажиров , а также железнодорожных составов, контейнеров и автомобилей. А регулярные рейсы начались в сентябре прошлого года.
На оборудованный железнодорожными рельсами паром “Меркурий” были поставлены 28 платформ с цистернами, которые наполняли нефтью. Железнодорожная паромная переправа позволила Казахстану реально включиться в трансконтинентальный транспортный коридор, по которому транзитные грузопотоки следуют из стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока в Европу.
Паромы “Меркурий-1” и “Меркурий-2” — сравнительно новые. Построены на верфях “Ульяник” в Югославии. Каждое судно может взять на борт 28 железнодорожных вагонов и 200 пассажиров.
Примечательно, что в 2001 г. объем грузоперевозок, осуществленных пароходством Азербайджана, впервые за 10 лет достиг рекордной цифры — 10,2 млн. тонн. 77,7% грузоперевозок приходится на долю Евроазиатского транспортного коридора, по которому танкерным флотом перевезено 6,6 млн. тонн, а морскими железнодорожно-пассажирскими паромами — 1,9 млн. тонн грузов.
Очевидно, что катастрофа, случившаяся с паромом “Меркурий-2”, может нанести серьезный урон имиджу “Каспара”, которое является ведущим пароходством на Каспии. Причем это уже второе трагическое происшествие с азербайджанскими судами в этих водах. Не менее драматичным был случай с танкером “Генерал Шихлинский”, взорвавшимся и затонувшим в июле у берегов Туркменистана.
Мамед БАГИРОВ



Партнеры